Авторизация

    Третичный сифилис (lues iii activa)

    Содержание материала

    Общие данные о характере и течении третичного сифилиса

    Третичные поражения патологоанатомически представ­ляют собой грануломы, которые при обратном развитии замещаются рубцовой тканью. Отсюда и клинические свойства третичных поражений: неостровоопалительный характер, медленные темпы развития, необратимые изме­нения тканей.

    Третичные поражения в противоположность вторичным всегда протекают с разрушением ткани; исхо­дом их является рубец. Это связано с нарушением функ­ции ткани пораженного органа, которое тем серьезнее, чем выше диференцирована ткань, где развивается третич­ное поражение.

    Особенно серьезные последствия влечет за собой локализация в мозгу, сердце и других жизненно­важных органах. Третичным поражениям свойственна регионарность, склонность локализоваться в определенных областях, ограниченных. участках кожи и слизистых, отдельных органах. Количество очагов поражения невели­ко.

    Третичные поражения редко имеют распространенный характер. Это не значит, конечно, что остальные органы и ткани человека здоровы, а говорит лишь о том, что дан­ный приступ терциаризма локализовался на определен­ном участке. Поскольку сифилис уже с первых дней ин­фекции надо считать общим заболеванием, поскольку бледные трепонемы рано попадают в мозг, рано поража­ют сосудистую систему, надо считать, что больной третич­ным сифилисом ряд лет находится под воздействием ин­фекции.

    Его органы и в первую очередь сосуды постра­дали в борьбе с инфекцией. Это соображение надо иметь в виду как при исследовании больного, так и при назна­чении лечения.

    Третичный сифилис практически считается незарази тельным. Положение это относительно. Мещерский и Олесов описали случай заражения сифилисом хирурга, который поранил себе кожу при извлечении секвестра у больного третичным костным сифилисом. На месте пора жения кожи у хирурга возник твердый шанкр. Надо помнить, что бледные трепонемы можно констатировать по периферии гуммозных инфильтратов, заразительность которых доказана экспериментально.

    Третичные поражения кожи возникают у нелеченных больных чаще на 3—4-м году заболевания. Более раннее возникновение является исключением. Приведенные дан­ные о сроках наступления третичных проявлений принад­лежат врачам прошлого столетия, которые могли наблю­дать эти случаи в гораздо большем числе, чем современ­ные врачи.

    После 4 лет от заражения третичные по­ражения кожи возникают все реже. Однако они могут возникнуть в течение всей жизни больного; описаны случаи, когда они возникали и через 60 лет. Тре­тичные поражения при правильном лечении не возникают совсем.

    Склонность к рецидивам при гуммозном сифилисе не­велика. При лечении в большинстве случаев дело ограни­чивается одним приступом терциаризма.

    Третичные поражения могут локализоваться в самых различных органах и тканях. Возникают они исподволь, незаметно, вызываемые ими субъективные ощущения мо­гут быть очень невелики. Умеренные жалобы больных нередко находятся в разительном противоречии с больши­ми разрушениями ткани.

    Типичным в этом отношении яв­ляется анамнез больных с костными поражениями. Не­смотря на разрушения костной ткани, функции поражен­ного органа страдают относительно мало. Отсутствие выраженной болезненности, незначительные нарушения функции объясняют, почему больной не обращает внима­ния на свое заболевание и поздно обращается за врачеб­ной помощью.

    Явления третичного сифилиса возникают далеко не у всех больных даже при отсутствии лечения. Григорьев считает, что лишь в половине всех случаев сифилиса, где лечение отсутствовало, возникают третичные проявления. Другие авторы дают еще более низкие цифры.

    Частота третичных проявлений зависит от ряда факто­ров, например, социально-экономической обстановки, условий труда и быта больного. Прекрасной демонстра­цией в этом отношении является резкое снижение слу­чаев третичного сифилиса в Советском Союзе. Это яви­лось в результате значительного улучшения материально­бытовых условий трудящихся и глубоко продуманной си­стемы диспансеризации и лечения.

    Наличие у больного хронических инфекционных бо­лезней, в первую очередь туберкулеза и малярии, подры­вая сопротивляемость организма, облегчает наступление третичных явлений. Нельзя согласиться с теми авторами, которые доказывают, что сифилис у маляриков протекает легче.

    Мы не раз могли убедиться, что больные, истощен­ные предшествующей малярией, дают тяжелое, рециди­вирующее течение и хуже поддаются специфической терапии. У таких истощенных больных третичные прояв­ления будут наблюдаться чаще. Одним из наиболее су­щественных факторов, отрицательно влияющих на течение сифилиса, является алкоголизм.

    Сифилис у алкоголиков чаще дает третичные явления. В старческом возрасте, когда сопротивляемость организма слабее, проявления третичного сифилиса наблюдаются чаще.

    Внешние травмирующие моменты подчас определяют локализацию третичных явлений. Это очень хорошо до­казал Тарновский. Применяя прижигающие пасты на ко­же больных третичным сифилисом, он вызывал на месте ожогов развитие гумм (так называемый syphilis provoca- toria).

    К числу травмирующих моментов следует отнести и перенесенные заболевания, так или иначе повредившие органы и ткани. Именно в этих органах как in loco mino- ris resistentiae часто развиваются гуммы.

    Большой интерес представляет возможность сочетания активного кожно-костного сифилиса с прогрессивным па­раличом и спинной сухоткой. Существует мнение, что это сочетание встречается редко. Однако Черногубов и Рах­манов показали, что это сочетание не является редкостью при спинной сухотке.

    Что же касается прогрессивного паралича, то его комбинация с активным кожно-костным сифилисом, по данным этих авторов, имеет место в ред­ких случаях. Черногубов и Рахманов склоняются к мысли, что это объясняется особым иммунобиологическим состоянием организма при прогрессивном параличе.

    Третичные сифилиды кожи проявляются элементами двух типов: бугорков (tubercula) и гуммоз­ных узлов (gummata). Гистологически и тут, и там обра­зуются грануломы. Бугорки возникают и располагаются в дерме, по преимуществу в ее более глубоких слоях, и имеют, как правило, небольшую величину (кедровый орех).

    Сформировавшись, сифилитический бугорок не имеет тенденции к дальнейшему увеличению. Гуммы воз­никают в подкожной клетчатке и имеют обычно большие размеры. Гумма очень часто растет, увеличивается в раз­мерах путем отложения специфического инфильтрата по периферии.

    Могут возникать и диффузные хронические воспали­тельные инфильтраты с разрастанием соединительной тка­ни и образованием рубцов. Такие гуммозные инфильтра­ты чаще наблюдаются при поражении внутренних орга­нов. Сочетаясь со склерозированием ткани, они дают картину, которую правильнее всего назвать склерогум­мозным процессом.

    Отдельного упоминания заслуживает третичная эри­тема (roseola tardiva). Этот редкий сифилид, имеющий вид крупного пятна, был описан еще Фурнье, исчерпы­вающе исследован Ге и Яснитским. Третичная розеола имеет следующие особенности: позднее появление (чаще 3—6 лет от момента инфекции), немногочисленность (1—3), крупные размеры (2—15 см в диаметре), пра­вильные очертания, излюбленная локализация на конеч­ностях и в области крестца, упорство по отношению к ртутной терапии, легкое атрофическое пятно после об­ратного развития. Яснитский убедительно доказал, что и анатомически, и клинически этот сифилид есть прояв­ление третичного периода.

    Please publish modules in offcanvas position.