Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Mauris porttitor arcu sed quam consectetur, a fringilla urna porttitor. Morbi id varius nisi, in tincidunt est. Sed pharetra efficitur lobortis. Phasellus id aliquet lectus. Nunc vel dictum nisl. Etiam leo nulla, ullamcorper eu finibus ac, consectetur sit amet massa. Praesent venenatis vehicula magna, et pharetra nisi dictum a.

Банные традиции разных народов

Однажды капли дождя, просочив­шись сквозь крышу, попали на камни домашнего очага. Ароматный жар под­нялся над раскаленными камнями, дом окутало горячим ласковым паром.

Согласно древней северной леген­де, именно так и появилась на свет пер­вая баня. На самом деле, как свидетель­ствуют находки археологов, целебными свойствами пара пользовались еще первобытные люди, так что история бани уходит своими корнями в незапа­мятные времена.

На Руси баня всегда была верной спутницей человека. Считалось, что это нечто большее, чем обычная оздорови­тельная или гигиеническая процедура. Баня — целый ритуал, веками выверен­ный, со своими тонкостями, премудро­стями, а то и «подводными камнями». Как только речь заходит о русской бане, в воображении тут же рисуется уютная бревенчатая изба: воздух насыщен це­лебным ароматом распаренных трав и березовых листьев, раскаленная печь источает сухой благостный жар. Кто-то плещет из деревянного ковшика на ка­менку водой, настоянной на душистых листьях. Медовый запах липовых пол­ков, терпкий вкус чая, незабываемый хлебный дух свежего кваса... Кто хоть раз побывал в такой парной, вряд ли когда-нибудь забудет ощущение радо­сти, которое она щедро дарит челове­ку. Такой мы знаем баню сегодня. Веро­ятно, многое изменилось с тех пор, как в быт славян прочно вошла банная тра­диция. Историки утверждают, что уже в V-VI вв. парной (мыльней, мовней, лазней) на Руси пользовались все: от кня­зей и знати до простого люда. А что было до этого? Откуда пришла к нам эта полезная привычка — мыться в бане?

Согласно Геродоту, первые бани появились у разных народов почти од­новременно. Там, где были естествен­ные водоемы с горячими источниками, использовали этот природный дар и как купальню, и как парную. Желание хоро­шо «погреть косточки» свойственно,как оказалось, не только человеку, но и жи­вотным. Особенно любят природную баньку бурые медведи. Ради удоволь­ствия попариться могут даже устроить между собой потасовку. Древние пле­мена тоже оспаривали другу друга пра­во пользоваться горячими источниками. Там, где их не было, поступали так: со­оружали из шкур или других материалов парильню, разогревали в огне добела камни, на которые затем плескали воду. Такая баня — прообраз привычной нам парилки. Она до сих пор сохранилась у некоторых народов, которые и сегодня ведут почти первобытный образ жизни.

Много путешествовавший Геродот подробно описал скифскую баню. Для этого скифы выбирали три длинные жерди, устанавливали их верхними кон­цами друг к другу, затем плотно обтяги­вали этот треугольный каркас войло­ком, посередине ставили чан, в него бросали раскаленные камни. На эти же камни сыпали конопляное семя. Подни­мался такой густой дым, такие клубы пара, что скифы, по утверждению Геро­дота, вопили от удовольствия.

Еще в незапамятные времена люди научились создавать самые разные па­рильни — с горячим, сухим или влажным воздухом. Любили банный жар и шуме­ры, и египтяне, и финикийцы, и халдеи, и персы, не мыслили жизнь без бани воинственные викинги и наши предки — древние славянские племена. Кстати, русская баня и финская сауна имеют один общий источник, их родство не­сомненно. Но об этом позже.

Омовение знатных египтянок

Омовение знатных египтянок

Пожалуй, первыми создали строй­ную систему гигиены тела древние егип­тяне. Впоследствии ее переняли и гре­ки, и римляне (система эта до сих пор существует у многих народов Востока). Уже около 6 тысяч лет назад в Египте были повсеместно распространены бани. Египтяне отличались большой чи­стоплотностью и считались по праву од­ним из самых здоровых народов. Они носили легкую льняную всегда свежевы­стиранную одежду, пользовались благо­вонными притираниями. Египет­ские жрецы совершали омовение четы­ре раза в сутки — дважды днем и дваж­ды ночью. Изучая древние папирусы и рисунки, можно заметить, что египтяне, в основном, были стройными и худоща­выми, и в этом им не в последнюю оче­редь помогали банные процедуры. При помощи бани и массажа они отдаляли старость. Кроме того, отлично разбира­ясь в растениях, ароматических смолах, слыли искусными парфюмерами. Но от «неприятных признаков старости» древ­ние египтяне избавлялись не только при помощи косметики. Очень популярными были ванны с ароматическими добавка­ми, паровые маски. В течение долгих веков египтяне сохраняли и использова­ли свои косметические рецепты. Они действительно уникальны. Чего стоят одни только ванны Клеопатры!

Бани в Древнем Египте (как впослед­ствии в Греции и Риме) были общедос­тупными. Их устройство было достаточ­но оригинальным. Множество очагов ус­танавливали в подвальном помещении. В комнатах наверху находились камен­ные лежанки с отверстиями для горяче­го воздуха. Таким образом, лежанки по­догревались снизу, из подвала. Этусво­еобразную систему отопления переняли затем римляне, восточные бани тоже строились по подобному принципу. Кро­ме того, в египетской парной обычно был бассейн. Поскольку в городах Древнего Египта существовала канализация, в полу проделывались специальные слив­ные отверстия — по ним уходила в об­щую сеть города использованная вода.

Искусные египетские врачи лечили болезни не только лекарствами, но и вод­ными процедурами, в том числе и баней. Они знали толк в закаливании. Упомина­ниями об этом изобилуют древнегречес­кие письменные источники. Так, когда Еврипид, сопровождая Платона, заболел в Египте, египетские жрецы вылечили его исключительно водными процедурами.

Не одно тысячелетие насчитывает банная традиция в Индии. Установлено, что уже тридцать пять веков тому назад бани были широко распространены по всей стране. Индийская баня — это и лечебная, и косметическая, и ритуаль­ная процедура. Ее считали традицион­ным средством уравновешивания разу­ма и тела. Использовали не только бан­ный жар, но и грязевые ванны. Древняя Индия оставила нам, помимо всего про­чего, удивительные очищающие соста­вы (пасты) для всего тела — так назы­ваемые убтаны. Их готовили из орехов и муки с добавлением масла и специй. Такая паста служила прекрасным заме­нителем мыла (она питала кожу, хоро­шо очищала все поры).

Ни одна свадь­ба не обходилась без ритуального мас­сажа с такой целебной пастой. Благода­ря индийской культуре мы знаем, что та­кое лечебный масляный массаж. В Ин­дии в сельской местности по сей день массаж с маслом — неотделимая часть бытовой культуры. Маленьких детей принято до трех лет массировать ежед­невно. Взрослые люди получают ежене­дельный массаж, его умеют делать практически все. Тщательно разработа­на в Индии и система водных проце­дур — душ, обливание. А молочные ван­ны, как оказалось, были популярны не только у египетских красавиц, но и у ин­дийских вельмож.

Совершенным устройством отлича­лись бани у древних ацтеков. При рас­копках столицы ацтекского государства были обнаружены комфортабельные банные комплексы, которые обогрева­лись мощными печами (они держали температуру до 3000 °С). Древние инки строили просторные куполообразные бани из глины и вулканического стекла. В них хорошо сохранялся жар, и в то же время в них легко дышалось.

Индейцы Северной Америки устра­ивали бани в землянках и в ямах с при­менением нагретых камней. Пропарив­шись, из ямы выбирались наружу, оку­нались в холодную воду, затем проце­дуру повторяли.

Говоря о бане, безусловно, нельзя не вспомнить Древнюю Грецию. У гре­ков банный ритуал достиг небывалого расцвета. «Сооружение бань — обязан­ность государства» — это высказывание принадлежит великому древнегречес­кому философу Платону. И это мнение разделяли все.

Считается, что первой в Элладе ввела у себя банный обычай Древняя Спарта. Спартанцы парились в круглых помещениях (лаконикумах), в центре которых размещался открытый камен­ный очаг. После банного жара окунались в холодную воду — каждый лаконикум был оснащен бассейном. Многие совре­менные восточные бани тоже имеют унаследованную от лаконикума круглую форму. Сами древние греки считали, что благодаря такой конструкции тепло в бане распределяется равномерно. Из Спарты банная традиция распространи­лась по всей Греции. Здесь парильни назывались термами (от греческого therme — тепло, жар). При раскопках древних греческих городов были обна­ружены бани с бассейнами, водолечеб­ницы, остатки водопровода. Одна из античных бань находится на территории древнего Херсонеса. Сохранились раз­валины ванных комнат, бассейна, бани с мозаичным полом. Археологи до сих пор находят бронзовые стригили — приспособления, при помощи которых очищали от пота тело в парильне.

Любознательные греки не упускали возможности поучиться у других наро­дов. Известно, что знаменитый ученый Пифагор, имя которого сегодня знает каждый школьник, однажды специально отправился в Египет, чтобы ознакомить­ся с устройством бань — египетские парильни пользовались в то время заслуженной славой. Не многие, навер­ное, знают, что в 18 лет автор известной теоремы стал олимпийским чемпионом. Этот факт очень многое объясняет, если попытаться понять систему ценностей древних греков, основу которой состав­ляла гармония души и тела. Поэтому баню любили и мудрый Сократ, и вели­кий Гомер, и многие греческие правите­ли. Последние заботились об устрой­стве бань, гордились ими, не без осно­вания считая, что своим здоровьем и атлетическим сложением греки в пер­вую очередь обязаны физическим уп­ражнениям и бане.

Древнегреческий врач и ученый Гиппократ часто лечил своих пациентов при помощи бани и водных процедур. Он полагал, что баня — лучшее лекар­ство, изучал ее всестороннее влияние на организм человека и, пожалуй, имен­но благодаря этому считается одним из основателей естественной медицины. Действие бани на человеческий орга­низм греки считали «божественным». Немало восторженных страниц посвя­тил бане и великий Гомер. В «Илиаде» и «Одиссее» он не раз описывает банный ритуал во всех его подробностях: пос­ле бани и купания тело растирали еле­ем, другими ценными благовониями, затем облачались в легкий чистый хи­тон. Из бани выходили свежими, обнов­ленными, такими, как описанный Гоме­ром Телемах, который после парной и массажа стал «богу лицом лучезарным подобен». Кстати, о богах. Древнегре­ческая мифология изобилует упомина­ниями отом, каклюбили баню бессмер­тные жители Олимпа, сколько внимания уделяли уходу за телом, ароматическим массажам, притираниям. Понятно, что при таком отношении к гигиене суще­ствование закона, предписывавшего всем жителям древней Эллады регуляр­но посещать бани, кажется вполне объяснимой вещью. Напомним, что даже само слово «гигиена» произошло от имени Гигеи, богини чистоты и здо­ровья. Сама же Гигея, как известно, была одной из дочерей древнегречес­кого бога-врачевателя Асклепия.

Но, пожалуй, нигде банные заведения не достигли такой роскоши, какв Древнем Риме. Первые римские парильни, соору­женные у естественных горячих источни­ков, в период расцвета империи превра­тились в популярнейшие общественные заведения, занимающие порой огромную площадь. Баня для римлян была не только местом для совершения гигиенических процедур, но и местом дружеских встреч, делового общения. Здесь можно было размяться под портиками помещения для гимнастических упражнений, совершить приятную прогулку под открытым небом, побывать в амфитеатре, где выступали известные поэты и ораторы, посетить биб­лиотеку, театр, художественную галерею... В знаменитых римских термах кипела об­щественная жизнь, разгорались полити­ческие страсти. Термы были и местом по­литических заговоров. По крайней мере, судьба римского императора Комлода ре­шилась именно в термах. Это был не со­всем обычный император. Он участвовал в гладиаторских боях со свирепыми жи­вотными, нередко его противниками были и сами гладиаторы. Император лично ра­зоблачил несколько заговоров против себя. Причиной смерти Комлода стало коварство его любовницы, которую он ре­шил казнить. Предприимчивая особа опе­редила императора, и он был убит глади­атором Нарциссом в одном из залов терм.

Посещали римляне баню почти ежед­невно. Если вспомнить, что даже знатные патриции не носили нижнего белья, мера эта была вполне оправданной.

Римские императоры, стремясь ос­тавить о себе добрую память, возводи­ли для своих граждан поистине величе­ственные сооружения. Термы, как пра­вило, носили имя правившего в то вре­мя императора. Самыми крупными были термы Агриппы, Тита, Нерона, Ка- ракаллы, Домициана, Антония и Диок­летиана. Агриппа даже передал гражда­нам Рима собственный сад и термы, с тем чтобы они могли ими пользоваться бесплатно. Благодарные римляне про­водили в термах добрую часть суток. В термах можно было принимать и хо­лодные, и теплые, и горячие водные процедуры. В них были бани на любой вкус. Вот типичное устройство терм.

  1. Комната для раздевания (аподи- стерия). Здесь посетители снимали одежду и передавали ее на хранение специальным служителям — капзариям.
  2. Бассейн с водой «комнатной» температуры (писцина). В бассейн мож­но было окунуться, довольно долго по­плавать.
  3. Бассейн с холодной или прохлад­ной водой (фригидариум).
  4. Водная баня для мытья теплой во­дой.
  5. Жаркая баня (калдариум). Калда- рий представлял собой бассейн с горя­чей водой, температура которой под­держивалась находившейся под полом печью (гипокастум).
  6. Паровая баня (лаконикум).
  7. Отдельные банные номера (аль- веи) для тех, кто не желал мыться вмес­те со всеми.
  8. Помещение для растирания бла­говонными маслами (олеаториум).

Стригиль для очищения тела и ампула с ароматическим маслом

Стригиль для очищения тела и ампула с ароматическим маслом

В терпидариуме, лаконикуме и калдариуме римляне скребли тело особы­ми стригилями из бронзы, серебра или золота. Это не только помогало очистить тело от грязи, но и способ­ствовало хорошему потоотделению и одновременно — массажу. Были в рим­ских термах даже бани с суховоздуш­ным режимом, хотя это было и не со­всем характерно для подобных заведе­ний. Устройство терм принципиально ничем не отличалось от бань древних египтян: банные залы и отопительные печи под полом, поддерживающие нуж­ную температуру.

Римские термы

Устройство римской бани: 1 — теплая баня с бассейном; 2-5 — паровые бани; 6 — массажный зал, или олеаториум

Римские термы как нельзя лучше характеризуют общий принцип устройства этих заведе­ний. В центре расположена теплая баня, или терпидарий, с бассейном для пред­варительного омовения (температура воды около 40 °С), левее — горячая баня (судаторий), температура здесь выше на 20-30 °С, чем в терпидарии. Остальные помещения служат паровыми банями. В одном из помещений устроен полок. Справа — олеаториум, где в больших кувшинах хранились благовонные масла и притирания. Здесь посетителей расти­рали перед началом процедур простым маслом. Ценное благовонное масло хра­нили в небольшой фляге — ампуле. Его использовали для массажа после бани. Обычно эту процедуру выполняли рабы, которых зажиточные горожане приводи­ли с собой в термы для этой цели. Мож­но было воспользоваться и услугами прислуживавших в термах специально обученных рабов. Огонь, изображенный в нижней части рисунка, демонстрирует принцип устройства отопительной сис­темы: все термы подогревались снизу. Каменный пол в помещениях обогревал­ся при помощи специальных горизон­тальных каналов. Пол был таким горя­чим, что посетителям приходилось наде­вать специальные деревянные сандалии. Иногда на пол даже укладывали допол­нительные плиты.

Схема самых знаменитых римских терм — термы Каракаллы

Чтобы представить размах, с кото­рым строились римские термы, доста­точно взглянуть на схему самых знаме­нитых римских терм — терм Каракаллы. На следующей странице — ре­конструкция терм Каракаллы (рис. 46). Помимо системы залов для потения, бассейнов с разной температурой воды, суховоздушных парилок, гимнастичес­ких залов, буфета и библиотеки в этих термах был устроен даже стадион. Раз­меры терм: 6,1 км в длину, почти 5 км в ширину, большой зал вмещал одновре­менно 2300 человек (термы Диоклетиана были еще вместительнее: в них могло од­новременно мыться 3500 человек, к их услугам было окбло 3 тысяч ванн, а один из бассейнов достигал полутора кило­метров в длину и ширину). Каракаллы занимали огромное пространство к юго- востоку от Авентинского холма. На этой территории были расположены храмы, в том числе посвященные Эскулапу (или Асклепию, согласно древнегреческой мифологии), богу здоровья и врачева­ния. Все сооружение с многочисленны­ми постройками занимало четыреху­гольную площадь. Посреди площади возвышалось здание с четырьмя входа­ми. Гигантский центральный зал был пе­рекрыт крестовым сводом, позади него находился круглый зал и ряд комнат для отдыха.

Реконструкция терм Каракаллы

Реконструкция терм Каракаллы

Вообразим себя ненадолго жителя­ми Древнего Рима и попробуем пред­ставить всю гамму ощущений, которую испытывал посетитель терм. Перед тем как войти в баню, нужно было заняться гимнастическими упражнениями — что­бы немного разогреться. За упражнени­ями следовала теплая водная баня. За­тем можно было идти париться. Каждый выбирал парильню по вкусу — с сухим или влажным паром. После прогрева обливались кто теплой, кто холодной водой, затем плескались и плавали в бассейне с прохладной или холодной водой. В бассейн вода подавалась по серебряным трубам. Внутреннее убран­ство также отличалось роскошью — се­ребряные или каменные скамьи, мра­морные ванны, мозаичные полы, доро­гие сосуды с притираниями, фонтаны, украшенные скульптурами. В наше вре­мя в элитных банях принято устраивать искусственные водопады. Но, как гово­рится, новое — это хорошо забытое ста­рое. Мало кто знает, что тысячи лет на­зад римские термы тоже были оборудо­ваны целой системой искусственных во­допадов. Считалось, что журчание водо­пада успокаивает, навевает приятные мысли. Особое внимание римляне уде­ляли уходу за кожей. Знатные горожане хранили в секрете рецепты мазей, при­тираний, бальзамов. Перед их нанесени­ем кожу очищали стригилями — скреб­ками из слоновой кости, зубов гиппопо­тама. Простые римляне довольствова­лись деревянными скребками. Для луч­шего очищения кожу натирали лебяжь­им пухом. Очень тщательно ухаживали за ногами — срезали мозоли, втирали в подошву специальные масла. Это и по­нятно, ведь римляне носили открытые сандалии.

Для женщин в термах существовали специальные отделения. Однако римс­кие матроны редко посещали бани. Они предпочитали ухаживать за телом дома, пользуясь услугами многочисленных хо­рошо обученных рабынь.

Рассказывая о банях, нельзя не упо­мянуть и восточные парильни. С глубо­кой древности и до наших дней к бане на Востоке сохранилось благоговейное от­ношение. Особую, ритуальную, баню принимали перед свадьбой (иногда в те­чение трех дней!). Но и в повседневной жизни баня находила самое широкое применение. Банная процедура предпи­сывалась для лечения целого ряда бо­лезней. Великий врачеватель Хв. Ави­ценна при помощи бани лечил паралич, слабость пищеварения, потерю аппети­та, головную боль после похмелья, бес­сонницу, мигрени, меланхолию и даже «страстную любовь», которая на Восто­ке тоже считалась болезнью.

Устройство восточных бань напо­минает римские термы. Это вполне объяснимо. Когда турки расселились на территории завоеванной ими Византий­ской империи, они переняли и греко­римскую систему ухода за телом. Вна­чале они пользовались существующими термами, затем стали возводить соб­ственные. Таким образом, римские тер­мы послужили прообразом восточных бань. Последние сохранились и до на­ших дней. Об их устройстве мы подроб­но расскажем в главе «Типы бань». А сейчас попробуем себе представить особый колорит восточной бани: все по­мещение окутано клубами пара, повсю­ду распростертые на горячих каменных лежанках тела парящихся, над которы­ми ловко орудуют банные служители — одни натирают тело особой рукавицей из конского волоса, другие наносит на подошвы и ладони золотистую хну, тре­тьи удаляют волосы в нежелательных местах при помощи специальной лип­кой смолы. Тут же бреют голову. Вспрыг­нув на спину парящемуся, ловкий мас­сажист искусно разминает все суставы, эта процедура сопровождается блажен­ными стонами — по силе воздействия восточный массаж не имеет себе рав­ных. Вся баня благоухает пряными вос­точными ароматами. Это в современ­ных турецких банях пользуются мылом, а в прежние времена мыло с успехом заменяли специальной ароматической мылкой глиной, в которую добавляли благовонные эссенции (очень похожим средством пользовались и в древних Афинах).

В своей знаменитой поэме «Гулис- тан» Саади так пишет об этом:

В купальне дал мне друг кусочек глины Со сладким запахом, и я спросил его: «Скажи, чтов нем? То мускус или амбра ?» Друг отвечал, что нет в нем ничего. Простая глина, но довольно долго Была она вблизи цветущих роз И аромат цветов в себя впитала...

Посещали на Востоке баню до вос­хода солнца. Считалось, что именно в это время тело охотнее всего расстает­ся с грязью и хворями.

Конечно, восточные бани не были такими роскошными и помпезными, как римские термы. Кроме того, были вне­сены кое-какие дополнения в устрой­ство отопительной системы. С древни­ми восточными банями можно ознако­миться и сегодня. Они сохранились до наших дней. Стамбульской «бане с из­разцами» почти 500 лет, а знаменитые бухарские бани существуютуже 8 веков.

Начинаются они, как и римские тер­мы, с просторного зала для раздевания. Затем следует мыльное отделение с ниша­ми для мытья. Три узких прохода ведут, соответственно, в парилку, более прохлад­ное помещение и в зал для отдыха. Снача­ла парятся, потом потеют в менее жарком отделении, затем отдыхают. После этого обязательно следует восточный массаж. Со стороны может показаться, что это че­ресчур жесткая процедура: массажист бесцеремонно топчеттело «жертвы» нога­ми, колотит кулаками, выкручивает руки и ноги. Массаж этот действительно произ­водится на грани терпимости, но он глу­боко прорабатывает мышцы, суставы, су­хожилия. Те, кто пробовал на себе эту про­цедуру, утверждают, что она приносит ис­тинное наслаждение. Полагаем, что мне­ние Александра Сергеевича Пушкина мо­жет служить отличной рекомендацией это­му массажу. Вот отрывок из его «Путеше­ствия в Арзрум»: «Гассан... начал стого, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать... вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удиви­тельное облегчение... После сего долго тер он меня шерстяной рукавицей и, силь­но оплескав теплой водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощу­щение неизъяснимое: горячее мыло обли­вает вас как воздух!» Завершим мы рас­сказ о восточных банях замечательным высказыванием великого зодчего Синана, дожившего до 110 лет: «Я люблю строить бани потому, что знаю по себе, какое это счастье»* Помимо 250 величественных со­оружений Синан построил 50 бань. Это — яркое свидетельство отношения к баням на Востоке.

Говоря о странах с традиционной банной культурой, нельзя не упомянуть и Японию. Гигиене тела японцы уделя­ли и уделяют очень много внимания. Банная традиция в Японии существует многие столетия. Японская баня проста, незамысловата, но очень эффективна. Называлась она «фуро» и представляла собой бочку, наполненную горячей во­дой (приблизительно 55 °С) или кедро­выми опилками со смесью целебных трав. Сразу оговоримся — японская баня не для европейцев. Вода в ней слишком горячая и переносится с тру­дом (через 5-10 минуттакой бани пульс учащается до 120 ударов в минуту).

Опилочная баня переносится легче. Кроме того, во время сеанса сквозь поры в организм проникают целебные ароматические вещества, а выделяю­щийся пот быстро впитывается опилка­ми. Чтобы сбросить лишний вес, япон­цы принимают опилочную баню.

Японская общественная баня — сэнто

Японская общественная баня — сэнто

Часто в литературе можно встретить утверждение, что японцы не пользова­лись в бане мылом, поскольку считали убийство животных, жир которых ис­пользовали для приготовления мыла, большим злом. Насчет животных все верно. Но еще в глубокой древности в Японии научились делать мыло исклю­чительно на основе растительных ма­сел. Японцы считали баню даром богов, завещанным людям для их радости и наслаждения. Кроме домашних бань в Японии принято было посещать обще­ственные бани — сэнто (рис. 5). Это были настоящие клубы, место встреч, дружескогообщения. Сэнто, как и фуро, или офуро (о — почтительная пристав­ка), сохранилась до наших дней. Ее уст­ройство почти не изменилось. Разве что бассейны — парильни выполняют сей­час из других, более совершенных ма­териалов. Самые древние фуро и сэнто были деревянными, позднее их начали делать из железа (или обивали железом стенки ванны).

Описывая японскую баню, следует также рассказать и о массаже. Искусст­вом массажа в Японии владели практи­чески все. Но, конечно, были и профес­сиональные массажисты. Вот как опи­сывает эту процедуру в известном ро­мане «Сёгун» Джеймс Клавелл: «...его положили в большую ванну, где было много воды, и вскоре он уже не мог ее больше выдерживать, и его, задыхаю­щегося, положили снова на скамью. Женщины вытерли его, а потом пришел слепой старик. Блексорн не знал, что такое массаж. Сначала он пытался со­противляться этим щупающим пальцам, но потом их волшебная сила покорила его, и вскоре он лежал, чуть ли не мур­лыкая, как кошка, когда пальцы нашли узелки и разогнали кровь, этот эликсир, который скрывается под кожей, муску­лами и жилами». Благодаря бане и мас­сажу японцы надолго сохраняли строй­ность тела, молодость и свежесть кожи. Примечательно то, что герой романа «Сёгун» европеец Блексорн не имел представления о массаже.

Надо ска­зать, что средневековая Европа долгое время понятия не имела о гигиене тела. Широко распространено было мнение о том, что купание смертельно опасно. Даже короли и королевы порою успева­ли зымыться лишь дважды: при рожде­нии и в день свадьбы. По крайней мере, королева Испании Изабелла Кастильс­кая признавалась, что больше ей не до­водилось мыться. Но знатные люди хотя бы на ночь надевали ночное белье. Кро­ме того, они не жалели крепких духов, их аромат хоть немного заглушал исхо­дящее от тел и одежды зловоние. Фран­цузский король Людовик XIV даже выпу­стил специальный эдикт, предписываю­щий пользоваться духами при посеще­нии двора. Простые горожане и сельс­кие жители спали в том же, в чем и хо­дили днем. В результате уже к тридца­ти-сорока годам люди превращались в стариков и старух: грубая, морщинистая кожа, седые волосы, гнилые зубы... Лю­бящие роскошь жители Венеции мало заботились о чистоплотности. Они ще­голяли в дорогих шелках и мехах, наде­вали на себя большое количество дра­гоценностей, пользовались изысканной мебелью и посудой, но при этом не мы­лись; нижнее белье считалось роско­шью, а если оно и имелось, то стирали его очень редко. Поэтому нижняя одеж­да была чудовищно грязна. Прошло не­сколько столетий, прежде чем Европа снова открыла для себя целебные свой­ства горячей воды. Но это случилось лишь после того, как страшные эпиде­мии чумы и холеры унесли сотни тысяч жизней.

Баня снова вошла в быт европейца. Однако отношение к ней было не из луч­ших. Ведь и до и после гонений обще­ственные бани были обычным местом любовных свиданий. На миниатюре из рукописи XV века. изображена такая баня: на столах кувшины с вином, не­сколько пар занимаются непосредствен­но мытьем, тут же постель для любовных утех. Надо ли говорить, что еще долго бани считались местом порочных на­слаждений.

Еще больше времени по­надобилось, чтобы в Европе поняли и оценили пользу холодной воды. Произошло это не в последнюю очередь благодаря подвижнической деятельности  силезского профессора Винтерица, его  соотечественника Винцента Присница и народного лекаря Себастьяна Кнейппа, не случайно прозванного «апостолом холодной воды». Водолечение по Кнейппу и сегодня практикуют тысячи его последователей, а его книга стала настольной для тех, кто придерживается системы холодного закаливания.

Итак, большая часть европейских стран сильно пострадала из-за церковных запретов на посещение бани. Заботиться о теле вообще считалось большим грехом. Но были страны, которых эти запреты не коснулись. Вернее, народная традиция париться была столь велика, что поколебать ее не смогли ca­мые строгие запреты. Речь идет о скандинавских странах. Особенно популярной банная процедура была в Финляндии. Поэтому и сауна называется финской. Любопытно, что никакими анафе­мами и проклятиями церковников не удалось вытравить баню и в России. Русский человек просто не мыслил свою жизнь без горячей парилки. Сегодня русскую баню и финскую сауну часто противопоставляют друг другу. Однако они «близкие родственницы». Первона­чально и для сауны и для русской бани предназначалась лишь одна комната. И баню и сауну устраивали в деревян­ной избе в землянке. И у финнов и у рус­ских парились вначале в дымной бане (по-черному).

Архаичную финскую баню обогревали при помощи костра, кото­рый разводили на каменном подстиле в центре строения. При этом дым свобод­но циркулировал по всему помещению, разогревая его, а потом выходил через стены и потолок. Когда стены внутри бани нагревались до температуры горя­чего воздуха, дым улетучивался полно­стью. Только тогда баня считалась «со­зревшей» и в ней можно было парить­ся. И сегодня некоторые предпочитают архаичную дымную баню всем другим, считая, что только запах дыма способен придать воздуху в парной неповтори­мый свежий привкус. Кроме того, закоп­ченные, темные стены создают в бане или сауне неповторимую атмосферу.

В древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (945 г.) есть описание банного ритуала. Летописец Нестор рассказывает о чужестранцах, которых удивила увиденная ими в Вели­ком Новгороде самая обычная банная процедура: обнаженные люди парились в жарко натопленных банях, обливались квасом, нещадно хлестали себя вени­ком, а в заключение обливались студе­ной водой. Процедура парения с вени­ком, кажется, произвела самое боль­шое впечатление на путешественников: «...и возьмуть се прутье молодые (и) бьють ся сами и того ся добьют едва слезут живи и облеються водою студе­ною, итако оживут...» Похоже, это пока­залось им скорее пыткой, мучением, чем «омовением». Однако сами паря­щиеся млели от удовольствия. Еще бы! Кто хоть раз хорошо попарился с души­стым веником, знает, каким обновлен­ным становится тело. Недаром говорят: будто заново родился. Древние славя­не и своих богов наделили любовью к бане. Баня действительно сопровожда­ла их всю жизнь. В бане рождались, в бане парились накануне всех важных событий, и в последний путь человека провожали предварительно обмыв его.

Париться на Руси умудрялись даже в печи. Делали это так: жарко топили русскую печь, затем, когда она немного остывала, оттуда убирали все лишнее — еду, угли. После этого парящегося укла­дывали на доску-лежак и заталкивали прямо в зияющий зев печки. На стены печи плескали водой или разведенным квасом. Поднимался густой «хлебный» пар. Затем вход в печь плотно прикры­вали заслонкой. Далее полагалось си­деть в печи и как следует потеть. После этого мылись в корыте и окатывались (на улице) холодной водой. Особенно популярным был такой способ парения у жителей степных районов. Парили в печах и детей, и немощных стариков. Чаще всего парящемуся помогал напар­ник — ведь в горячей печи легко обжечь­ся. Сегодня городскому жителю трудно представить себе печь таких размеров, чтобы в нее легко могли поместиться двое. Но в некоторых деревнях такие печи еще сохранились.

Любопытно, что о русской и финс­кой банях рассказывается практически в одних и тех же исторических источни­ках: у летописца Нестора, в описании немецкого посла Адама Олеария (и тот и другой приблизительно в одно время побывали в Эстонии, а немец — еще и в

Карелии), много интересных сведений о бане мы находим в сообщениях араб­ского путешественника Ибн-Даста; о сауне упоминается также в норвежских и шведских хрониках VII—XI веков, в средневековых исторических докумен­тах, литературных памятниках. Так, в знаменитом эпосе «Калевала» есть страницы, посвященные описанию бан­ной процедуры.

Русская паровая баня («по-белому» и «по-черному»), финская сауна, турецкая баня и японская водяная баня дожили до наших дней. Каждая из них хороша по- своему. У каждой — свои приверженцы, свои почитатели.

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location