Авторизация

Банные традиции разных народов

Однажды капли дождя, просочив­шись сквозь крышу, попали на камни домашнего очага. Ароматный жар под­нялся над раскаленными камнями, дом окутало горячим ласковым паром.

Согласно древней северной леген­де, именно так и появилась на свет пер­вая баня. На самом деле, как свидетель­ствуют находки археологов, целебными свойствами пара пользовались еще первобытные люди, так что история бани уходит своими корнями в незапа­мятные времена.

На Руси баня всегда была верной спутницей человека. Считалось, что это нечто большее, чем обычная оздорови­тельная или гигиеническая процедура. Баня — целый ритуал, веками выверен­ный, со своими тонкостями, премудро­стями, а то и «подводными камнями». Как только речь заходит о русской бане, в воображении тут же рисуется уютная бревенчатая изба: воздух насыщен це­лебным ароматом распаренных трав и березовых листьев, раскаленная печь источает сухой благостный жар. Кто-то плещет из деревянного ковшика на ка­менку водой, настоянной на душистых листьях. Медовый запах липовых пол­ков, терпкий вкус чая, незабываемый хлебный дух свежего кваса... Кто хоть раз побывал в такой парной, вряд ли когда-нибудь забудет ощущение радо­сти, которое она щедро дарит челове­ку. Такой мы знаем баню сегодня. Веро­ятно, многое изменилось с тех пор, как в быт славян прочно вошла банная тра­диция. Историки утверждают, что уже в V-VI вв. парной (мыльней, мовней, лазней) на Руси пользовались все: от кня­зей и знати до простого люда. А что было до этого? Откуда пришла к нам эта полезная привычка — мыться в бане?

Согласно Геродоту, первые бани появились у разных народов почти од­новременно. Там, где были естествен­ные водоемы с горячими источниками, использовали этот природный дар и как купальню, и как парную. Желание хоро­шо «погреть косточки» свойственно,как оказалось, не только человеку, но и жи­вотным. Особенно любят природную баньку бурые медведи. Ради удоволь­ствия попариться могут даже устроить между собой потасовку. Древние пле­мена тоже оспаривали другу друга пра­во пользоваться горячими источниками. Там, где их не было, поступали так: со­оружали из шкур или других материалов парильню, разогревали в огне добела камни, на которые затем плескали воду. Такая баня — прообраз привычной нам парилки. Она до сих пор сохранилась у некоторых народов, которые и сегодня ведут почти первобытный образ жизни.

Много путешествовавший Геродот подробно описал скифскую баню. Для этого скифы выбирали три длинные жерди, устанавливали их верхними кон­цами друг к другу, затем плотно обтяги­вали этот треугольный каркас войло­ком, посередине ставили чан, в него бросали раскаленные камни. На эти же камни сыпали конопляное семя. Подни­мался такой густой дым, такие клубы пара, что скифы, по утверждению Геро­дота, вопили от удовольствия.

Еще в незапамятные времена люди научились создавать самые разные па­рильни — с горячим, сухим или влажным воздухом. Любили банный жар и шуме­ры, и египтяне, и финикийцы, и халдеи, и персы, не мыслили жизнь без бани воинственные викинги и наши предки — древние славянские племена. Кстати, русская баня и финская сауна имеют один общий источник, их родство не­сомненно. Но об этом позже.

Омовение знатных египтянок

Омовение знатных египтянок

Пожалуй, первыми создали строй­ную систему гигиены тела древние егип­тяне. Впоследствии ее переняли и гре­ки, и римляне (система эта до сих пор существует у многих народов Востока). Уже около 6 тысяч лет назад в Египте были повсеместно распространены бани. Египтяне отличались большой чи­стоплотностью и считались по праву од­ним из самых здоровых народов. Они носили легкую льняную всегда свежевы­стиранную одежду, пользовались благо­вонными притираниями. Египет­ские жрецы совершали омовение четы­ре раза в сутки — дважды днем и дваж­ды ночью. Изучая древние папирусы и рисунки, можно заметить, что египтяне, в основном, были стройными и худоща­выми, и в этом им не в последнюю оче­редь помогали банные процедуры. При помощи бани и массажа они отдаляли старость. Кроме того, отлично разбира­ясь в растениях, ароматических смолах, слыли искусными парфюмерами. Но от «неприятных признаков старости» древ­ние египтяне избавлялись не только при помощи косметики. Очень популярными были ванны с ароматическими добавка­ми, паровые маски. В течение долгих веков египтяне сохраняли и использова­ли свои косметические рецепты. Они действительно уникальны. Чего стоят одни только ванны Клеопатры!

Бани в Древнем Египте (как впослед­ствии в Греции и Риме) были общедос­тупными. Их устройство было достаточ­но оригинальным. Множество очагов ус­танавливали в подвальном помещении. В комнатах наверху находились камен­ные лежанки с отверстиями для горяче­го воздуха. Таким образом, лежанки по­догревались снизу, из подвала. Этусво­еобразную систему отопления переняли затем римляне, восточные бани тоже строились по подобному принципу. Кро­ме того, в египетской парной обычно был бассейн. Поскольку в городах Древнего Египта существовала канализация, в полу проделывались специальные слив­ные отверстия — по ним уходила в об­щую сеть города использованная вода.

Искусные египетские врачи лечили болезни не только лекарствами, но и вод­ными процедурами, в том числе и баней. Они знали толк в закаливании. Упомина­ниями об этом изобилуют древнегречес­кие письменные источники. Так, когда Еврипид, сопровождая Платона, заболел в Египте, египетские жрецы вылечили его исключительно водными процедурами.

Не одно тысячелетие насчитывает банная традиция в Индии. Установлено, что уже тридцать пять веков тому назад бани были широко распространены по всей стране. Индийская баня — это и лечебная, и косметическая, и ритуаль­ная процедура. Ее считали традицион­ным средством уравновешивания разу­ма и тела. Использовали не только бан­ный жар, но и грязевые ванны. Древняя Индия оставила нам, помимо всего про­чего, удивительные очищающие соста­вы (пасты) для всего тела — так назы­ваемые убтаны. Их готовили из орехов и муки с добавлением масла и специй. Такая паста служила прекрасным заме­нителем мыла (она питала кожу, хоро­шо очищала все поры).

Ни одна свадь­ба не обходилась без ритуального мас­сажа с такой целебной пастой. Благода­ря индийской культуре мы знаем, что та­кое лечебный масляный массаж. В Ин­дии в сельской местности по сей день массаж с маслом — неотделимая часть бытовой культуры. Маленьких детей принято до трех лет массировать ежед­невно. Взрослые люди получают ежене­дельный массаж, его умеют делать практически все. Тщательно разработа­на в Индии и система водных проце­дур — душ, обливание. А молочные ван­ны, как оказалось, были популярны не только у египетских красавиц, но и у ин­дийских вельмож.

Совершенным устройством отлича­лись бани у древних ацтеков. При рас­копках столицы ацтекского государства были обнаружены комфортабельные банные комплексы, которые обогрева­лись мощными печами (они держали температуру до 3000 °С). Древние инки строили просторные куполообразные бани из глины и вулканического стекла. В них хорошо сохранялся жар, и в то же время в них легко дышалось.

Индейцы Северной Америки устра­ивали бани в землянках и в ямах с при­менением нагретых камней. Пропарив­шись, из ямы выбирались наружу, оку­нались в холодную воду, затем проце­дуру повторяли.

Говоря о бане, безусловно, нельзя не вспомнить Древнюю Грецию. У гре­ков банный ритуал достиг небывалого расцвета. «Сооружение бань — обязан­ность государства» — это высказывание принадлежит великому древнегречес­кому философу Платону. И это мнение разделяли все.

Считается, что первой в Элладе ввела у себя банный обычай Древняя Спарта. Спартанцы парились в круглых помещениях (лаконикумах), в центре которых размещался открытый камен­ный очаг. После банного жара окунались в холодную воду — каждый лаконикум был оснащен бассейном. Многие совре­менные восточные бани тоже имеют унаследованную от лаконикума круглую форму. Сами древние греки считали, что благодаря такой конструкции тепло в бане распределяется равномерно. Из Спарты банная традиция распространи­лась по всей Греции. Здесь парильни назывались термами (от греческого therme — тепло, жар). При раскопках древних греческих городов были обна­ружены бани с бассейнами, водолечеб­ницы, остатки водопровода. Одна из античных бань находится на территории древнего Херсонеса. Сохранились раз­валины ванных комнат, бассейна, бани с мозаичным полом. Археологи до сих пор находят бронзовые стригили — приспособления, при помощи которых очищали от пота тело в парильне.

Любознательные греки не упускали возможности поучиться у других наро­дов. Известно, что знаменитый ученый Пифагор, имя которого сегодня знает каждый школьник, однажды специально отправился в Египет, чтобы ознакомить­ся с устройством бань — египетские парильни пользовались в то время заслуженной славой. Не многие, навер­ное, знают, что в 18 лет автор известной теоремы стал олимпийским чемпионом. Этот факт очень многое объясняет, если попытаться понять систему ценностей древних греков, основу которой состав­ляла гармония души и тела. Поэтому баню любили и мудрый Сократ, и вели­кий Гомер, и многие греческие правите­ли. Последние заботились об устрой­стве бань, гордились ими, не без осно­вания считая, что своим здоровьем и атлетическим сложением греки в пер­вую очередь обязаны физическим уп­ражнениям и бане.

Древнегреческий врач и ученый Гиппократ часто лечил своих пациентов при помощи бани и водных процедур. Он полагал, что баня — лучшее лекар­ство, изучал ее всестороннее влияние на организм человека и, пожалуй, имен­но благодаря этому считается одним из основателей естественной медицины. Действие бани на человеческий орга­низм греки считали «божественным». Немало восторженных страниц посвя­тил бане и великий Гомер. В «Илиаде» и «Одиссее» он не раз описывает банный ритуал во всех его подробностях: пос­ле бани и купания тело растирали еле­ем, другими ценными благовониями, затем облачались в легкий чистый хи­тон. Из бани выходили свежими, обнов­ленными, такими, как описанный Гоме­ром Телемах, который после парной и массажа стал «богу лицом лучезарным подобен». Кстати, о богах. Древнегре­ческая мифология изобилует упомина­ниями отом, каклюбили баню бессмер­тные жители Олимпа, сколько внимания уделяли уходу за телом, ароматическим массажам, притираниям. Понятно, что при таком отношении к гигиене суще­ствование закона, предписывавшего всем жителям древней Эллады регуляр­но посещать бани, кажется вполне объяснимой вещью. Напомним, что даже само слово «гигиена» произошло от имени Гигеи, богини чистоты и здо­ровья. Сама же Гигея, как известно, была одной из дочерей древнегречес­кого бога-врачевателя Асклепия.

Но, пожалуй, нигде банные заведения не достигли такой роскоши, какв Древнем Риме. Первые римские парильни, соору­женные у естественных горячих источни­ков, в период расцвета империи превра­тились в популярнейшие общественные заведения, занимающие порой огромную площадь. Баня для римлян была не только местом для совершения гигиенических процедур, но и местом дружеских встреч, делового общения. Здесь можно было размяться под портиками помещения для гимнастических упражнений, совершить приятную прогулку под открытым небом, побывать в амфитеатре, где выступали известные поэты и ораторы, посетить биб­лиотеку, театр, художественную галерею... В знаменитых римских термах кипела об­щественная жизнь, разгорались полити­ческие страсти. Термы были и местом по­литических заговоров. По крайней мере, судьба римского императора Комлода ре­шилась именно в термах. Это был не со­всем обычный император. Он участвовал в гладиаторских боях со свирепыми жи­вотными, нередко его противниками были и сами гладиаторы. Император лично ра­зоблачил несколько заговоров против себя. Причиной смерти Комлода стало коварство его любовницы, которую он ре­шил казнить. Предприимчивая особа опе­редила императора, и он был убит глади­атором Нарциссом в одном из залов терм.

Посещали римляне баню почти ежед­невно. Если вспомнить, что даже знатные патриции не носили нижнего белья, мера эта была вполне оправданной.

Римские императоры, стремясь ос­тавить о себе добрую память, возводи­ли для своих граждан поистине величе­ственные сооружения. Термы, как пра­вило, носили имя правившего в то вре­мя императора. Самыми крупными были термы Агриппы, Тита, Нерона, Ка- ракаллы, Домициана, Антония и Диок­летиана. Агриппа даже передал гражда­нам Рима собственный сад и термы, с тем чтобы они могли ими пользоваться бесплатно. Благодарные римляне про­водили в термах добрую часть суток. В термах можно было принимать и хо­лодные, и теплые, и горячие водные процедуры. В них были бани на любой вкус. Вот типичное устройство терм.

  1. Комната для раздевания (аподи- стерия). Здесь посетители снимали одежду и передавали ее на хранение специальным служителям — капзариям.
  2. Бассейн с водой «комнатной» температуры (писцина). В бассейн мож­но было окунуться, довольно долго по­плавать.
  3. Бассейн с холодной или прохлад­ной водой (фригидариум).
  4. Водная баня для мытья теплой во­дой.
  5. Жаркая баня (калдариум). Калда- рий представлял собой бассейн с горя­чей водой, температура которой под­держивалась находившейся под полом печью (гипокастум).
  6. Паровая баня (лаконикум).
  7. Отдельные банные номера (аль- веи) для тех, кто не желал мыться вмес­те со всеми.
  8. Помещение для растирания бла­говонными маслами (олеаториум).

Стригиль для очищения тела и ампула с ароматическим маслом

Стригиль для очищения тела и ампула с ароматическим маслом

В терпидариуме, лаконикуме и калдариуме римляне скребли тело особы­ми стригилями из бронзы, серебра или золота. Это не только помогало очистить тело от грязи, но и способ­ствовало хорошему потоотделению и одновременно — массажу. Были в рим­ских термах даже бани с суховоздуш­ным режимом, хотя это было и не со­всем характерно для подобных заведе­ний. Устройство терм принципиально ничем не отличалось от бань древних египтян: банные залы и отопительные печи под полом, поддерживающие нуж­ную температуру.

Римские термы

Устройство римской бани: 1 — теплая баня с бассейном; 2-5 — паровые бани; 6 — массажный зал, или олеаториум

Римские термы как нельзя лучше характеризуют общий принцип устройства этих заведе­ний. В центре расположена теплая баня, или терпидарий, с бассейном для пред­варительного омовения (температура воды около 40 °С), левее — горячая баня (судаторий), температура здесь выше на 20-30 °С, чем в терпидарии. Остальные помещения служат паровыми банями. В одном из помещений устроен полок. Справа — олеаториум, где в больших кувшинах хранились благовонные масла и притирания. Здесь посетителей расти­рали перед началом процедур простым маслом. Ценное благовонное масло хра­нили в небольшой фляге — ампуле. Его использовали для массажа после бани. Обычно эту процедуру выполняли рабы, которых зажиточные горожане приводи­ли с собой в термы для этой цели. Мож­но было воспользоваться и услугами прислуживавших в термах специально обученных рабов. Огонь, изображенный в нижней части рисунка, демонстрирует принцип устройства отопительной сис­темы: все термы подогревались снизу. Каменный пол в помещениях обогревал­ся при помощи специальных горизон­тальных каналов. Пол был таким горя­чим, что посетителям приходилось наде­вать специальные деревянные сандалии. Иногда на пол даже укладывали допол­нительные плиты.

Схема самых знаменитых римских терм — термы Каракаллы

Чтобы представить размах, с кото­рым строились римские термы, доста­точно взглянуть на схему самых знаме­нитых римских терм — терм Каракаллы. На следующей странице — ре­конструкция терм Каракаллы (рис. 46). Помимо системы залов для потения, бассейнов с разной температурой воды, суховоздушных парилок, гимнастичес­ких залов, буфета и библиотеки в этих термах был устроен даже стадион. Раз­меры терм: 6,1 км в длину, почти 5 км в ширину, большой зал вмещал одновре­менно 2300 человек (термы Диоклетиана были еще вместительнее: в них могло од­новременно мыться 3500 человек, к их услугам было окбло 3 тысяч ванн, а один из бассейнов достигал полутора кило­метров в длину и ширину). Каракаллы занимали огромное пространство к юго- востоку от Авентинского холма. На этой территории были расположены храмы, в том числе посвященные Эскулапу (или Асклепию, согласно древнегреческой мифологии), богу здоровья и врачева­ния. Все сооружение с многочисленны­ми постройками занимало четыреху­гольную площадь. Посреди площади возвышалось здание с четырьмя входа­ми. Гигантский центральный зал был пе­рекрыт крестовым сводом, позади него находился круглый зал и ряд комнат для отдыха.

Реконструкция терм Каракаллы

Реконструкция терм Каракаллы

Вообразим себя ненадолго жителя­ми Древнего Рима и попробуем пред­ставить всю гамму ощущений, которую испытывал посетитель терм. Перед тем как войти в баню, нужно было заняться гимнастическими упражнениями — что­бы немного разогреться. За упражнени­ями следовала теплая водная баня. За­тем можно было идти париться. Каждый выбирал парильню по вкусу — с сухим или влажным паром. После прогрева обливались кто теплой, кто холодной водой, затем плескались и плавали в бассейне с прохладной или холодной водой. В бассейн вода подавалась по серебряным трубам. Внутреннее убран­ство также отличалось роскошью — се­ребряные или каменные скамьи, мра­морные ванны, мозаичные полы, доро­гие сосуды с притираниями, фонтаны, украшенные скульптурами. В наше вре­мя в элитных банях принято устраивать искусственные водопады. Но, как гово­рится, новое — это хорошо забытое ста­рое. Мало кто знает, что тысячи лет на­зад римские термы тоже были оборудо­ваны целой системой искусственных во­допадов. Считалось, что журчание водо­пада успокаивает, навевает приятные мысли. Особое внимание римляне уде­ляли уходу за кожей. Знатные горожане хранили в секрете рецепты мазей, при­тираний, бальзамов. Перед их нанесени­ем кожу очищали стригилями — скреб­ками из слоновой кости, зубов гиппопо­тама. Простые римляне довольствова­лись деревянными скребками. Для луч­шего очищения кожу натирали лебяжь­им пухом. Очень тщательно ухаживали за ногами — срезали мозоли, втирали в подошву специальные масла. Это и по­нятно, ведь римляне носили открытые сандалии.

Для женщин в термах существовали специальные отделения. Однако римс­кие матроны редко посещали бани. Они предпочитали ухаживать за телом дома, пользуясь услугами многочисленных хо­рошо обученных рабынь.

Рассказывая о банях, нельзя не упо­мянуть и восточные парильни. С глубо­кой древности и до наших дней к бане на Востоке сохранилось благоговейное от­ношение. Особую, ритуальную, баню принимали перед свадьбой (иногда в те­чение трех дней!). Но и в повседневной жизни баня находила самое широкое применение. Банная процедура предпи­сывалась для лечения целого ряда бо­лезней. Великий врачеватель Хв. Ави­ценна при помощи бани лечил паралич, слабость пищеварения, потерю аппети­та, головную боль после похмелья, бес­сонницу, мигрени, меланхолию и даже «страстную любовь», которая на Восто­ке тоже считалась болезнью.

Устройство восточных бань напо­минает римские термы. Это вполне объяснимо. Когда турки расселились на территории завоеванной ими Византий­ской империи, они переняли и греко­римскую систему ухода за телом. Вна­чале они пользовались существующими термами, затем стали возводить соб­ственные. Таким образом, римские тер­мы послужили прообразом восточных бань. Последние сохранились и до на­ших дней. Об их устройстве мы подроб­но расскажем в главе «Типы бань». А сейчас попробуем себе представить особый колорит восточной бани: все по­мещение окутано клубами пара, повсю­ду распростертые на горячих каменных лежанках тела парящихся, над которы­ми ловко орудуют банные служители — одни натирают тело особой рукавицей из конского волоса, другие наносит на подошвы и ладони золотистую хну, тре­тьи удаляют волосы в нежелательных местах при помощи специальной лип­кой смолы. Тут же бреют голову. Вспрыг­нув на спину парящемуся, ловкий мас­сажист искусно разминает все суставы, эта процедура сопровождается блажен­ными стонами — по силе воздействия восточный массаж не имеет себе рав­ных. Вся баня благоухает пряными вос­точными ароматами. Это в современ­ных турецких банях пользуются мылом, а в прежние времена мыло с успехом заменяли специальной ароматической мылкой глиной, в которую добавляли благовонные эссенции (очень похожим средством пользовались и в древних Афинах).

В своей знаменитой поэме «Гулис- тан» Саади так пишет об этом:

В купальне дал мне друг кусочек глины Со сладким запахом, и я спросил его: «Скажи, чтов нем? То мускус или амбра ?» Друг отвечал, что нет в нем ничего. Простая глина, но довольно долго Была она вблизи цветущих роз И аромат цветов в себя впитала...

Посещали на Востоке баню до вос­хода солнца. Считалось, что именно в это время тело охотнее всего расстает­ся с грязью и хворями.

Конечно, восточные бани не были такими роскошными и помпезными, как римские термы. Кроме того, были вне­сены кое-какие дополнения в устрой­ство отопительной системы. С древни­ми восточными банями можно ознако­миться и сегодня. Они сохранились до наших дней. Стамбульской «бане с из­разцами» почти 500 лет, а знаменитые бухарские бани существуютуже 8 веков.

Начинаются они, как и римские тер­мы, с просторного зала для раздевания. Затем следует мыльное отделение с ниша­ми для мытья. Три узких прохода ведут, соответственно, в парилку, более прохлад­ное помещение и в зал для отдыха. Снача­ла парятся, потом потеют в менее жарком отделении, затем отдыхают. После этого обязательно следует восточный массаж. Со стороны может показаться, что это че­ресчур жесткая процедура: массажист бесцеремонно топчеттело «жертвы» нога­ми, колотит кулаками, выкручивает руки и ноги. Массаж этот действительно произ­водится на грани терпимости, но он глу­боко прорабатывает мышцы, суставы, су­хожилия. Те, кто пробовал на себе эту про­цедуру, утверждают, что она приносит ис­тинное наслаждение. Полагаем, что мне­ние Александра Сергеевича Пушкина мо­жет служить отличной рекомендацией это­му массажу. Вот отрывок из его «Путеше­ствия в Арзрум»: «Гассан... начал стого, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать... вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удиви­тельное облегчение... После сего долго тер он меня шерстяной рукавицей и, силь­но оплескав теплой водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощу­щение неизъяснимое: горячее мыло обли­вает вас как воздух!» Завершим мы рас­сказ о восточных банях замечательным высказыванием великого зодчего Синана, дожившего до 110 лет: «Я люблю строить бани потому, что знаю по себе, какое это счастье»* Помимо 250 величественных со­оружений Синан построил 50 бань. Это — яркое свидетельство отношения к баням на Востоке.

Говоря о странах с традиционной банной культурой, нельзя не упомянуть и Японию. Гигиене тела японцы уделя­ли и уделяют очень много внимания. Банная традиция в Японии существует многие столетия. Японская баня проста, незамысловата, но очень эффективна. Называлась она «фуро» и представляла собой бочку, наполненную горячей во­дой (приблизительно 55 °С) или кедро­выми опилками со смесью целебных трав. Сразу оговоримся — японская баня не для европейцев. Вода в ней слишком горячая и переносится с тру­дом (через 5-10 минуттакой бани пульс учащается до 120 ударов в минуту).

Опилочная баня переносится легче. Кроме того, во время сеанса сквозь поры в организм проникают целебные ароматические вещества, а выделяю­щийся пот быстро впитывается опилка­ми. Чтобы сбросить лишний вес, япон­цы принимают опилочную баню.

Японская общественная баня — сэнто

Японская общественная баня — сэнто

Часто в литературе можно встретить утверждение, что японцы не пользова­лись в бане мылом, поскольку считали убийство животных, жир которых ис­пользовали для приготовления мыла, большим злом. Насчет животных все верно. Но еще в глубокой древности в Японии научились делать мыло исклю­чительно на основе растительных ма­сел. Японцы считали баню даром богов, завещанным людям для их радости и наслаждения. Кроме домашних бань в Японии принято было посещать обще­ственные бани — сэнто (рис. 5). Это были настоящие клубы, место встреч, дружескогообщения. Сэнто, как и фуро, или офуро (о — почтительная пристав­ка), сохранилась до наших дней. Ее уст­ройство почти не изменилось. Разве что бассейны — парильни выполняют сей­час из других, более совершенных ма­териалов. Самые древние фуро и сэнто были деревянными, позднее их начали делать из железа (или обивали железом стенки ванны).

Описывая японскую баню, следует также рассказать и о массаже. Искусст­вом массажа в Японии владели практи­чески все. Но, конечно, были и профес­сиональные массажисты. Вот как опи­сывает эту процедуру в известном ро­мане «Сёгун» Джеймс Клавелл: «...его положили в большую ванну, где было много воды, и вскоре он уже не мог ее больше выдерживать, и его, задыхаю­щегося, положили снова на скамью. Женщины вытерли его, а потом пришел слепой старик. Блексорн не знал, что такое массаж. Сначала он пытался со­противляться этим щупающим пальцам, но потом их волшебная сила покорила его, и вскоре он лежал, чуть ли не мур­лыкая, как кошка, когда пальцы нашли узелки и разогнали кровь, этот эликсир, который скрывается под кожей, муску­лами и жилами». Благодаря бане и мас­сажу японцы надолго сохраняли строй­ность тела, молодость и свежесть кожи. Примечательно то, что герой романа «Сёгун» европеец Блексорн не имел представления о массаже.

Надо ска­зать, что средневековая Европа долгое время понятия не имела о гигиене тела. Широко распространено было мнение о том, что купание смертельно опасно. Даже короли и королевы порою успева­ли зымыться лишь дважды: при рожде­нии и в день свадьбы. По крайней мере, королева Испании Изабелла Кастильс­кая признавалась, что больше ей не до­водилось мыться. Но знатные люди хотя бы на ночь надевали ночное белье. Кро­ме того, они не жалели крепких духов, их аромат хоть немного заглушал исхо­дящее от тел и одежды зловоние. Фран­цузский король Людовик XIV даже выпу­стил специальный эдикт, предписываю­щий пользоваться духами при посеще­нии двора. Простые горожане и сельс­кие жители спали в том же, в чем и хо­дили днем. В результате уже к тридца­ти-сорока годам люди превращались в стариков и старух: грубая, морщинистая кожа, седые волосы, гнилые зубы... Лю­бящие роскошь жители Венеции мало заботились о чистоплотности. Они ще­голяли в дорогих шелках и мехах, наде­вали на себя большое количество дра­гоценностей, пользовались изысканной мебелью и посудой, но при этом не мы­лись; нижнее белье считалось роско­шью, а если оно и имелось, то стирали его очень редко. Поэтому нижняя одеж­да была чудовищно грязна. Прошло не­сколько столетий, прежде чем Европа снова открыла для себя целебные свой­ства горячей воды. Но это случилось лишь после того, как страшные эпиде­мии чумы и холеры унесли сотни тысяч жизней.

Баня снова вошла в быт европейца. Однако отношение к ней было не из луч­ших. Ведь и до и после гонений обще­ственные бани были обычным местом любовных свиданий. На миниатюре из рукописи XV века. изображена такая баня: на столах кувшины с вином, не­сколько пар занимаются непосредствен­но мытьем, тут же постель для любовных утех. Надо ли говорить, что еще долго бани считались местом порочных на­слаждений.

Еще больше времени по­надобилось, чтобы в Европе поняли и оценили пользу холодной воды. Произошло это не в последнюю очередь благодаря подвижнической деятельности  силезского профессора Винтерица, его  соотечественника Винцента Присница и народного лекаря Себастьяна Кнейппа, не случайно прозванного «апостолом холодной воды». Водолечение по Кнейппу и сегодня практикуют тысячи его последователей, а его книга стала настольной для тех, кто придерживается системы холодного закаливания.

Итак, большая часть европейских стран сильно пострадала из-за церковных запретов на посещение бани. Заботиться о теле вообще считалось большим грехом. Но были страны, которых эти запреты не коснулись. Вернее, народная традиция париться была столь велика, что поколебать ее не смогли ca­мые строгие запреты. Речь идет о скандинавских странах. Особенно популярной банная процедура была в Финляндии. Поэтому и сауна называется финской. Любопытно, что никакими анафе­мами и проклятиями церковников не удалось вытравить баню и в России. Русский человек просто не мыслил свою жизнь без горячей парилки. Сегодня русскую баню и финскую сауну часто противопоставляют друг другу. Однако они «близкие родственницы». Первона­чально и для сауны и для русской бани предназначалась лишь одна комната. И баню и сауну устраивали в деревян­ной избе в землянке. И у финнов и у рус­ских парились вначале в дымной бане (по-черному).

Архаичную финскую баню обогревали при помощи костра, кото­рый разводили на каменном подстиле в центре строения. При этом дым свобод­но циркулировал по всему помещению, разогревая его, а потом выходил через стены и потолок. Когда стены внутри бани нагревались до температуры горя­чего воздуха, дым улетучивался полно­стью. Только тогда баня считалась «со­зревшей» и в ней можно было парить­ся. И сегодня некоторые предпочитают архаичную дымную баню всем другим, считая, что только запах дыма способен придать воздуху в парной неповтори­мый свежий привкус. Кроме того, закоп­ченные, темные стены создают в бане или сауне неповторимую атмосферу.

В древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (945 г.) есть описание банного ритуала. Летописец Нестор рассказывает о чужестранцах, которых удивила увиденная ими в Вели­ком Новгороде самая обычная банная процедура: обнаженные люди парились в жарко натопленных банях, обливались квасом, нещадно хлестали себя вени­ком, а в заключение обливались студе­ной водой. Процедура парения с вени­ком, кажется, произвела самое боль­шое впечатление на путешественников: «...и возьмуть се прутье молодые (и) бьють ся сами и того ся добьют едва слезут живи и облеються водою студе­ною, итако оживут...» Похоже, это пока­залось им скорее пыткой, мучением, чем «омовением». Однако сами паря­щиеся млели от удовольствия. Еще бы! Кто хоть раз хорошо попарился с души­стым веником, знает, каким обновлен­ным становится тело. Недаром говорят: будто заново родился. Древние славя­не и своих богов наделили любовью к бане. Баня действительно сопровожда­ла их всю жизнь. В бане рождались, в бане парились накануне всех важных событий, и в последний путь человека провожали предварительно обмыв его.

Париться на Руси умудрялись даже в печи. Делали это так: жарко топили русскую печь, затем, когда она немного остывала, оттуда убирали все лишнее — еду, угли. После этого парящегося укла­дывали на доску-лежак и заталкивали прямо в зияющий зев печки. На стены печи плескали водой или разведенным квасом. Поднимался густой «хлебный» пар. Затем вход в печь плотно прикры­вали заслонкой. Далее полагалось си­деть в печи и как следует потеть. После этого мылись в корыте и окатывались (на улице) холодной водой. Особенно популярным был такой способ парения у жителей степных районов. Парили в печах и детей, и немощных стариков. Чаще всего парящемуся помогал напар­ник — ведь в горячей печи легко обжечь­ся. Сегодня городскому жителю трудно представить себе печь таких размеров, чтобы в нее легко могли поместиться двое. Но в некоторых деревнях такие печи еще сохранились.

Любопытно, что о русской и финс­кой банях рассказывается практически в одних и тех же исторических источни­ках: у летописца Нестора, в описании немецкого посла Адама Олеария (и тот и другой приблизительно в одно время побывали в Эстонии, а немец — еще и в

Карелии), много интересных сведений о бане мы находим в сообщениях араб­ского путешественника Ибн-Даста; о сауне упоминается также в норвежских и шведских хрониках VII—XI веков, в средневековых исторических докумен­тах, литературных памятниках. Так, в знаменитом эпосе «Калевала» есть страницы, посвященные описанию бан­ной процедуры.

Русская паровая баня («по-белому» и «по-черному»), финская сауна, турецкая баня и японская водяная баня дожили до наших дней. Каждая из них хороша по- своему. У каждой — свои приверженцы, свои почитатели.

Комментарии (0)

There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location