Однажды капли дождя, просочившись сквозь крышу, попали на камни домашнего очага. Ароматный жар поднялся над раскаленными камнями, дом окутало горячим ласковым паром.
Согласно древней северной легенде, именно так и появилась на свет первая баня. На самом деле, как свидетельствуют находки археологов, целебными свойствами пара пользовались еще первобытные люди, так что история бани уходит своими корнями в незапамятные времена.
На Руси баня всегда была верной спутницей человека. Считалось, что это нечто большее, чем обычная оздоровительная или гигиеническая процедура. Баня — целый ритуал, веками выверенный, со своими тонкостями, премудростями, а то и «подводными камнями». Как только речь заходит о русской бане, в воображении тут же рисуется уютная бревенчатая изба: воздух насыщен целебным ароматом распаренных трав и березовых листьев, раскаленная печь источает сухой благостный жар. Кто-то плещет из деревянного ковшика на каменку водой, настоянной на душистых листьях. Медовый запах липовых полков, терпкий вкус чая, незабываемый хлебный дух свежего кваса... Кто хоть раз побывал в такой парной, вряд ли когда-нибудь забудет ощущение радости, которое она щедро дарит человеку. Такой мы знаем баню сегодня. Вероятно, многое изменилось с тех пор, как в быт славян прочно вошла банная традиция. Историки утверждают, что уже в V-VI вв. парной (мыльней, мовней, лазней) на Руси пользовались все: от князей и знати до простого люда. А что было до этого? Откуда пришла к нам эта полезная привычка — мыться в бане?
Согласно Геродоту, первые бани появились у разных народов почти одновременно. Там, где были естественные водоемы с горячими источниками, использовали этот природный дар и как купальню, и как парную. Желание хорошо «погреть косточки» свойственно,как оказалось, не только человеку, но и животным. Особенно любят природную баньку бурые медведи. Ради удовольствия попариться могут даже устроить между собой потасовку. Древние племена тоже оспаривали другу друга право пользоваться горячими источниками. Там, где их не было, поступали так: сооружали из шкур или других материалов парильню, разогревали в огне добела камни, на которые затем плескали воду. Такая баня — прообраз привычной нам парилки. Она до сих пор сохранилась у некоторых народов, которые и сегодня ведут почти первобытный образ жизни.
Много путешествовавший Геродот подробно описал скифскую баню. Для этого скифы выбирали три длинные жерди, устанавливали их верхними концами друг к другу, затем плотно обтягивали этот треугольный каркас войлоком, посередине ставили чан, в него бросали раскаленные камни. На эти же камни сыпали конопляное семя. Поднимался такой густой дым, такие клубы пара, что скифы, по утверждению Геродота, вопили от удовольствия.
Еще в незапамятные времена люди научились создавать самые разные парильни — с горячим, сухим или влажным воздухом. Любили банный жар и шумеры, и египтяне, и финикийцы, и халдеи, и персы, не мыслили жизнь без бани воинственные викинги и наши предки — древние славянские племена. Кстати, русская баня и финская сауна имеют один общий источник, их родство несомненно. Но об этом позже.
Омовение знатных египтянок
Пожалуй, первыми создали стройную систему гигиены тела древние египтяне. Впоследствии ее переняли и греки, и римляне (система эта до сих пор существует у многих народов Востока). Уже около 6 тысяч лет назад в Египте были повсеместно распространены бани. Египтяне отличались большой чистоплотностью и считались по праву одним из самых здоровых народов. Они носили легкую льняную всегда свежевыстиранную одежду, пользовались благовонными притираниями. Египетские жрецы совершали омовение четыре раза в сутки — дважды днем и дважды ночью. Изучая древние папирусы и рисунки, можно заметить, что египтяне, в основном, были стройными и худощавыми, и в этом им не в последнюю очередь помогали банные процедуры. При помощи бани и массажа они отдаляли старость. Кроме того, отлично разбираясь в растениях, ароматических смолах, слыли искусными парфюмерами. Но от «неприятных признаков старости» древние египтяне избавлялись не только при помощи косметики. Очень популярными были ванны с ароматическими добавками, паровые маски. В течение долгих веков египтяне сохраняли и использовали свои косметические рецепты. Они действительно уникальны. Чего стоят одни только ванны Клеопатры!
Бани в Древнем Египте (как впоследствии в Греции и Риме) были общедоступными. Их устройство было достаточно оригинальным. Множество очагов устанавливали в подвальном помещении. В комнатах наверху находились каменные лежанки с отверстиями для горячего воздуха. Таким образом, лежанки подогревались снизу, из подвала. Этусвоеобразную систему отопления переняли затем римляне, восточные бани тоже строились по подобному принципу. Кроме того, в египетской парной обычно был бассейн. Поскольку в городах Древнего Египта существовала канализация, в полу проделывались специальные сливные отверстия — по ним уходила в общую сеть города использованная вода.
Искусные египетские врачи лечили болезни не только лекарствами, но и водными процедурами, в том числе и баней. Они знали толк в закаливании. Упоминаниями об этом изобилуют древнегреческие письменные источники. Так, когда Еврипид, сопровождая Платона, заболел в Египте, египетские жрецы вылечили его исключительно водными процедурами.
Не одно тысячелетие насчитывает банная традиция в Индии. Установлено, что уже тридцать пять веков тому назад бани были широко распространены по всей стране. Индийская баня — это и лечебная, и косметическая, и ритуальная процедура. Ее считали традиционным средством уравновешивания разума и тела. Использовали не только банный жар, но и грязевые ванны. Древняя Индия оставила нам, помимо всего прочего, удивительные очищающие составы (пасты) для всего тела — так называемые убтаны. Их готовили из орехов и муки с добавлением масла и специй. Такая паста служила прекрасным заменителем мыла (она питала кожу, хорошо очищала все поры).
Ни одна свадьба не обходилась без ритуального массажа с такой целебной пастой. Благодаря индийской культуре мы знаем, что такое лечебный масляный массаж. В Индии в сельской местности по сей день массаж с маслом — неотделимая часть бытовой культуры. Маленьких детей принято до трех лет массировать ежедневно. Взрослые люди получают еженедельный массаж, его умеют делать практически все. Тщательно разработана в Индии и система водных процедур — душ, обливание. А молочные ванны, как оказалось, были популярны не только у египетских красавиц, но и у индийских вельмож.
Совершенным устройством отличались бани у древних ацтеков. При раскопках столицы ацтекского государства были обнаружены комфортабельные банные комплексы, которые обогревались мощными печами (они держали температуру до 3000 °С). Древние инки строили просторные куполообразные бани из глины и вулканического стекла. В них хорошо сохранялся жар, и в то же время в них легко дышалось.
Индейцы Северной Америки устраивали бани в землянках и в ямах с применением нагретых камней. Пропарившись, из ямы выбирались наружу, окунались в холодную воду, затем процедуру повторяли.
Говоря о бане, безусловно, нельзя не вспомнить Древнюю Грецию. У греков банный ритуал достиг небывалого расцвета. «Сооружение бань — обязанность государства» — это высказывание принадлежит великому древнегреческому философу Платону. И это мнение разделяли все.
Считается, что первой в Элладе ввела у себя банный обычай Древняя Спарта. Спартанцы парились в круглых помещениях (лаконикумах), в центре которых размещался открытый каменный очаг. После банного жара окунались в холодную воду — каждый лаконикум был оснащен бассейном. Многие современные восточные бани тоже имеют унаследованную от лаконикума круглую форму. Сами древние греки считали, что благодаря такой конструкции тепло в бане распределяется равномерно. Из Спарты банная традиция распространилась по всей Греции. Здесь парильни назывались термами (от греческого therme — тепло, жар). При раскопках древних греческих городов были обнаружены бани с бассейнами, водолечебницы, остатки водопровода. Одна из античных бань находится на территории древнего Херсонеса. Сохранились развалины ванных комнат, бассейна, бани с мозаичным полом. Археологи до сих пор находят бронзовые стригили — приспособления, при помощи которых очищали от пота тело в парильне.
Любознательные греки не упускали возможности поучиться у других народов. Известно, что знаменитый ученый Пифагор, имя которого сегодня знает каждый школьник, однажды специально отправился в Египет, чтобы ознакомиться с устройством бань — египетские парильни пользовались в то время заслуженной славой. Не многие, наверное, знают, что в 18 лет автор известной теоремы стал олимпийским чемпионом. Этот факт очень многое объясняет, если попытаться понять систему ценностей древних греков, основу которой составляла гармония души и тела. Поэтому баню любили и мудрый Сократ, и великий Гомер, и многие греческие правители. Последние заботились об устройстве бань, гордились ими, не без основания считая, что своим здоровьем и атлетическим сложением греки в первую очередь обязаны физическим упражнениям и бане.
Древнегреческий врач и ученый Гиппократ часто лечил своих пациентов при помощи бани и водных процедур. Он полагал, что баня — лучшее лекарство, изучал ее всестороннее влияние на организм человека и, пожалуй, именно благодаря этому считается одним из основателей естественной медицины. Действие бани на человеческий организм греки считали «божественным». Немало восторженных страниц посвятил бане и великий Гомер. В «Илиаде» и «Одиссее» он не раз описывает банный ритуал во всех его подробностях: после бани и купания тело растирали елеем, другими ценными благовониями, затем облачались в легкий чистый хитон. Из бани выходили свежими, обновленными, такими, как описанный Гомером Телемах, который после парной и массажа стал «богу лицом лучезарным подобен». Кстати, о богах. Древнегреческая мифология изобилует упоминаниями отом, каклюбили баню бессмертные жители Олимпа, сколько внимания уделяли уходу за телом, ароматическим массажам, притираниям. Понятно, что при таком отношении к гигиене существование закона, предписывавшего всем жителям древней Эллады регулярно посещать бани, кажется вполне объяснимой вещью. Напомним, что даже само слово «гигиена» произошло от имени Гигеи, богини чистоты и здоровья. Сама же Гигея, как известно, была одной из дочерей древнегреческого бога-врачевателя Асклепия.
Но, пожалуй, нигде банные заведения не достигли такой роскоши, какв Древнем Риме. Первые римские парильни, сооруженные у естественных горячих источников, в период расцвета империи превратились в популярнейшие общественные заведения, занимающие порой огромную площадь. Баня для римлян была не только местом для совершения гигиенических процедур, но и местом дружеских встреч, делового общения. Здесь можно было размяться под портиками помещения для гимнастических упражнений, совершить приятную прогулку под открытым небом, побывать в амфитеатре, где выступали известные поэты и ораторы, посетить библиотеку, театр, художественную галерею... В знаменитых римских термах кипела общественная жизнь, разгорались политические страсти. Термы были и местом политических заговоров. По крайней мере, судьба римского императора Комлода решилась именно в термах. Это был не совсем обычный император. Он участвовал в гладиаторских боях со свирепыми животными, нередко его противниками были и сами гладиаторы. Император лично разоблачил несколько заговоров против себя. Причиной смерти Комлода стало коварство его любовницы, которую он решил казнить. Предприимчивая особа опередила императора, и он был убит гладиатором Нарциссом в одном из залов терм.
Посещали римляне баню почти ежедневно. Если вспомнить, что даже знатные патриции не носили нижнего белья, мера эта была вполне оправданной.
Римские императоры, стремясь оставить о себе добрую память, возводили для своих граждан поистине величественные сооружения. Термы, как правило, носили имя правившего в то время императора. Самыми крупными были термы Агриппы, Тита, Нерона, Ка- ракаллы, Домициана, Антония и Диоклетиана. Агриппа даже передал гражданам Рима собственный сад и термы, с тем чтобы они могли ими пользоваться бесплатно. Благодарные римляне проводили в термах добрую часть суток. В термах можно было принимать и холодные, и теплые, и горячие водные процедуры. В них были бани на любой вкус. Вот типичное устройство терм.
- Комната для раздевания (аподи- стерия). Здесь посетители снимали одежду и передавали ее на хранение специальным служителям — капзариям.
- Бассейн с водой «комнатной» температуры (писцина). В бассейн можно было окунуться, довольно долго поплавать.
- Бассейн с холодной или прохладной водой (фригидариум).
- Водная баня для мытья теплой водой.
- Жаркая баня (калдариум). Калда- рий представлял собой бассейн с горячей водой, температура которой поддерживалась находившейся под полом печью (гипокастум).
- Паровая баня (лаконикум).
- Отдельные банные номера (аль- веи) для тех, кто не желал мыться вместе со всеми.
- Помещение для растирания благовонными маслами (олеаториум).
Стригиль для очищения тела и ампула с ароматическим маслом
В терпидариуме, лаконикуме и калдариуме римляне скребли тело особыми стригилями из бронзы, серебра или золота. Это не только помогало очистить тело от грязи, но и способствовало хорошему потоотделению и одновременно — массажу. Были в римских термах даже бани с суховоздушным режимом, хотя это было и не совсем характерно для подобных заведений. Устройство терм принципиально ничем не отличалось от бань древних египтян: банные залы и отопительные печи под полом, поддерживающие нужную температуру.
Устройство римской бани: 1 — теплая баня с бассейном; 2-5 — паровые бани; 6 — массажный зал, или олеаториум
Римские термы как нельзя лучше характеризуют общий принцип устройства этих заведений. В центре расположена теплая баня, или терпидарий, с бассейном для предварительного омовения (температура воды около 40 °С), левее — горячая баня (судаторий), температура здесь выше на 20-30 °С, чем в терпидарии. Остальные помещения служат паровыми банями. В одном из помещений устроен полок. Справа — олеаториум, где в больших кувшинах хранились благовонные масла и притирания. Здесь посетителей растирали перед началом процедур простым маслом. Ценное благовонное масло хранили в небольшой фляге — ампуле. Его использовали для массажа после бани. Обычно эту процедуру выполняли рабы, которых зажиточные горожане приводили с собой в термы для этой цели. Можно было воспользоваться и услугами прислуживавших в термах специально обученных рабов. Огонь, изображенный в нижней части рисунка, демонстрирует принцип устройства отопительной системы: все термы подогревались снизу. Каменный пол в помещениях обогревался при помощи специальных горизонтальных каналов. Пол был таким горячим, что посетителям приходилось надевать специальные деревянные сандалии. Иногда на пол даже укладывали дополнительные плиты.
Чтобы представить размах, с которым строились римские термы, достаточно взглянуть на схему самых знаменитых римских терм — терм Каракаллы. На следующей странице — реконструкция терм Каракаллы (рис. 46). Помимо системы залов для потения, бассейнов с разной температурой воды, суховоздушных парилок, гимнастических залов, буфета и библиотеки в этих термах был устроен даже стадион. Размеры терм: 6,1 км в длину, почти 5 км в ширину, большой зал вмещал одновременно 2300 человек (термы Диоклетиана были еще вместительнее: в них могло одновременно мыться 3500 человек, к их услугам было окбло 3 тысяч ванн, а один из бассейнов достигал полутора километров в длину и ширину). Каракаллы занимали огромное пространство к юго- востоку от Авентинского холма. На этой территории были расположены храмы, в том числе посвященные Эскулапу (или Асклепию, согласно древнегреческой мифологии), богу здоровья и врачевания. Все сооружение с многочисленными постройками занимало четырехугольную площадь. Посреди площади возвышалось здание с четырьмя входами. Гигантский центральный зал был перекрыт крестовым сводом, позади него находился круглый зал и ряд комнат для отдыха.
Реконструкция терм Каракаллы
Вообразим себя ненадолго жителями Древнего Рима и попробуем представить всю гамму ощущений, которую испытывал посетитель терм. Перед тем как войти в баню, нужно было заняться гимнастическими упражнениями — чтобы немного разогреться. За упражнениями следовала теплая водная баня. Затем можно было идти париться. Каждый выбирал парильню по вкусу — с сухим или влажным паром. После прогрева обливались кто теплой, кто холодной водой, затем плескались и плавали в бассейне с прохладной или холодной водой. В бассейн вода подавалась по серебряным трубам. Внутреннее убранство также отличалось роскошью — серебряные или каменные скамьи, мраморные ванны, мозаичные полы, дорогие сосуды с притираниями, фонтаны, украшенные скульптурами. В наше время в элитных банях принято устраивать искусственные водопады. Но, как говорится, новое — это хорошо забытое старое. Мало кто знает, что тысячи лет назад римские термы тоже были оборудованы целой системой искусственных водопадов. Считалось, что журчание водопада успокаивает, навевает приятные мысли. Особое внимание римляне уделяли уходу за кожей. Знатные горожане хранили в секрете рецепты мазей, притираний, бальзамов. Перед их нанесением кожу очищали стригилями — скребками из слоновой кости, зубов гиппопотама. Простые римляне довольствовались деревянными скребками. Для лучшего очищения кожу натирали лебяжьим пухом. Очень тщательно ухаживали за ногами — срезали мозоли, втирали в подошву специальные масла. Это и понятно, ведь римляне носили открытые сандалии.
Для женщин в термах существовали специальные отделения. Однако римские матроны редко посещали бани. Они предпочитали ухаживать за телом дома, пользуясь услугами многочисленных хорошо обученных рабынь.
Рассказывая о банях, нельзя не упомянуть и восточные парильни. С глубокой древности и до наших дней к бане на Востоке сохранилось благоговейное отношение. Особую, ритуальную, баню принимали перед свадьбой (иногда в течение трех дней!). Но и в повседневной жизни баня находила самое широкое применение. Банная процедура предписывалась для лечения целого ряда болезней. Великий врачеватель Хв. Авиценна при помощи бани лечил паралич, слабость пищеварения, потерю аппетита, головную боль после похмелья, бессонницу, мигрени, меланхолию и даже «страстную любовь», которая на Востоке тоже считалась болезнью.
Устройство восточных бань напоминает римские термы. Это вполне объяснимо. Когда турки расселились на территории завоеванной ими Византийской империи, они переняли и грекоримскую систему ухода за телом. Вначале они пользовались существующими термами, затем стали возводить собственные. Таким образом, римские термы послужили прообразом восточных бань. Последние сохранились и до наших дней. Об их устройстве мы подробно расскажем в главе «Типы бань». А сейчас попробуем себе представить особый колорит восточной бани: все помещение окутано клубами пара, повсюду распростертые на горячих каменных лежанках тела парящихся, над которыми ловко орудуют банные служители — одни натирают тело особой рукавицей из конского волоса, другие наносит на подошвы и ладони золотистую хну, третьи удаляют волосы в нежелательных местах при помощи специальной липкой смолы. Тут же бреют голову. Вспрыгнув на спину парящемуся, ловкий массажист искусно разминает все суставы, эта процедура сопровождается блаженными стонами — по силе воздействия восточный массаж не имеет себе равных. Вся баня благоухает пряными восточными ароматами. Это в современных турецких банях пользуются мылом, а в прежние времена мыло с успехом заменяли специальной ароматической мылкой глиной, в которую добавляли благовонные эссенции (очень похожим средством пользовались и в древних Афинах).
В своей знаменитой поэме «Гулис- тан» Саади так пишет об этом:
В купальне дал мне друг кусочек глины Со сладким запахом, и я спросил его: «Скажи, чтов нем? То мускус или амбра ?» Друг отвечал, что нет в нем ничего. Простая глина, но довольно долго Была она вблизи цветущих роз И аромат цветов в себя впитала...
Посещали на Востоке баню до восхода солнца. Считалось, что именно в это время тело охотнее всего расстается с грязью и хворями.
Конечно, восточные бани не были такими роскошными и помпезными, как римские термы. Кроме того, были внесены кое-какие дополнения в устройство отопительной системы. С древними восточными банями можно ознакомиться и сегодня. Они сохранились до наших дней. Стамбульской «бане с изразцами» почти 500 лет, а знаменитые бухарские бани существуютуже 8 веков.
Начинаются они, как и римские термы, с просторного зала для раздевания. Затем следует мыльное отделение с нишами для мытья. Три узких прохода ведут, соответственно, в парилку, более прохладное помещение и в зал для отдыха. Сначала парятся, потом потеют в менее жарком отделении, затем отдыхают. После этого обязательно следует восточный массаж. Со стороны может показаться, что это чересчур жесткая процедура: массажист бесцеремонно топчеттело «жертвы» ногами, колотит кулаками, выкручивает руки и ноги. Массаж этот действительно производится на грани терпимости, но он глубоко прорабатывает мышцы, суставы, сухожилия. Те, кто пробовал на себе эту процедуру, утверждают, что она приносит истинное наслаждение. Полагаем, что мнение Александра Сергеевича Пушкина может служить отличной рекомендацией этому массажу. Вот отрывок из его «Путешествия в Арзрум»: «Гассан... начал стого, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать... вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение... После сего долго тер он меня шерстяной рукавицей и, сильно оплескав теплой водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас как воздух!» Завершим мы рассказ о восточных банях замечательным высказыванием великого зодчего Синана, дожившего до 110 лет: «Я люблю строить бани потому, что знаю по себе, какое это счастье»* Помимо 250 величественных сооружений Синан построил 50 бань. Это — яркое свидетельство отношения к баням на Востоке.
Говоря о странах с традиционной банной культурой, нельзя не упомянуть и Японию. Гигиене тела японцы уделяли и уделяют очень много внимания. Банная традиция в Японии существует многие столетия. Японская баня проста, незамысловата, но очень эффективна. Называлась она «фуро» и представляла собой бочку, наполненную горячей водой (приблизительно 55 °С) или кедровыми опилками со смесью целебных трав. Сразу оговоримся — японская баня не для европейцев. Вода в ней слишком горячая и переносится с трудом (через 5-10 минуттакой бани пульс учащается до 120 ударов в минуту).
Опилочная баня переносится легче. Кроме того, во время сеанса сквозь поры в организм проникают целебные ароматические вещества, а выделяющийся пот быстро впитывается опилками. Чтобы сбросить лишний вес, японцы принимают опилочную баню.
Японская общественная баня — сэнто
Часто в литературе можно встретить утверждение, что японцы не пользовались в бане мылом, поскольку считали убийство животных, жир которых использовали для приготовления мыла, большим злом. Насчет животных все верно. Но еще в глубокой древности в Японии научились делать мыло исключительно на основе растительных масел. Японцы считали баню даром богов, завещанным людям для их радости и наслаждения. Кроме домашних бань в Японии принято было посещать общественные бани — сэнто (рис. 5). Это были настоящие клубы, место встреч, дружескогообщения. Сэнто, как и фуро, или офуро (о — почтительная приставка), сохранилась до наших дней. Ее устройство почти не изменилось. Разве что бассейны — парильни выполняют сейчас из других, более совершенных материалов. Самые древние фуро и сэнто были деревянными, позднее их начали делать из железа (или обивали железом стенки ванны).
Описывая японскую баню, следует также рассказать и о массаже. Искусством массажа в Японии владели практически все. Но, конечно, были и профессиональные массажисты. Вот как описывает эту процедуру в известном романе «Сёгун» Джеймс Клавелл: «...его положили в большую ванну, где было много воды, и вскоре он уже не мог ее больше выдерживать, и его, задыхающегося, положили снова на скамью. Женщины вытерли его, а потом пришел слепой старик. Блексорн не знал, что такое массаж. Сначала он пытался сопротивляться этим щупающим пальцам, но потом их волшебная сила покорила его, и вскоре он лежал, чуть ли не мурлыкая, как кошка, когда пальцы нашли узелки и разогнали кровь, этот эликсир, который скрывается под кожей, мускулами и жилами». Благодаря бане и массажу японцы надолго сохраняли стройность тела, молодость и свежесть кожи. Примечательно то, что герой романа «Сёгун» европеец Блексорн не имел представления о массаже.
Надо сказать, что средневековая Европа долгое время понятия не имела о гигиене тела. Широко распространено было мнение о том, что купание смертельно опасно. Даже короли и королевы порою успевали зымыться лишь дважды: при рождении и в день свадьбы. По крайней мере, королева Испании Изабелла Кастильская признавалась, что больше ей не доводилось мыться. Но знатные люди хотя бы на ночь надевали ночное белье. Кроме того, они не жалели крепких духов, их аромат хоть немного заглушал исходящее от тел и одежды зловоние. Французский король Людовик XIV даже выпустил специальный эдикт, предписывающий пользоваться духами при посещении двора. Простые горожане и сельские жители спали в том же, в чем и ходили днем. В результате уже к тридцати-сорока годам люди превращались в стариков и старух: грубая, морщинистая кожа, седые волосы, гнилые зубы... Любящие роскошь жители Венеции мало заботились о чистоплотности. Они щеголяли в дорогих шелках и мехах, надевали на себя большое количество драгоценностей, пользовались изысканной мебелью и посудой, но при этом не мылись; нижнее белье считалось роскошью, а если оно и имелось, то стирали его очень редко. Поэтому нижняя одежда была чудовищно грязна. Прошло несколько столетий, прежде чем Европа снова открыла для себя целебные свойства горячей воды. Но это случилось лишь после того, как страшные эпидемии чумы и холеры унесли сотни тысяч жизней.
Баня снова вошла в быт европейца. Однако отношение к ней было не из лучших. Ведь и до и после гонений общественные бани были обычным местом любовных свиданий. На миниатюре из рукописи XV века. изображена такая баня: на столах кувшины с вином, несколько пар занимаются непосредственно мытьем, тут же постель для любовных утех. Надо ли говорить, что еще долго бани считались местом порочных наслаждений.
Еще больше времени понадобилось, чтобы в Европе поняли и оценили пользу холодной воды. Произошло это не в последнюю очередь благодаря подвижнической деятельности силезского профессора Винтерица, его соотечественника Винцента Присница и народного лекаря Себастьяна Кнейппа, не случайно прозванного «апостолом холодной воды». Водолечение по Кнейппу и сегодня практикуют тысячи его последователей, а его книга стала настольной для тех, кто придерживается системы холодного закаливания.
Итак, большая часть европейских стран сильно пострадала из-за церковных запретов на посещение бани. Заботиться о теле вообще считалось большим грехом. Но были страны, которых эти запреты не коснулись. Вернее, народная традиция париться была столь велика, что поколебать ее не смогли caмые строгие запреты. Речь идет о скандинавских странах. Особенно популярной банная процедура была в Финляндии. Поэтому и сауна называется финской. Любопытно, что никакими анафемами и проклятиями церковников не удалось вытравить баню и в России. Русский человек просто не мыслил свою жизнь без горячей парилки. Сегодня русскую баню и финскую сауну часто противопоставляют друг другу. Однако они «близкие родственницы». Первоначально и для сауны и для русской бани предназначалась лишь одна комната. И баню и сауну устраивали в деревянной избе в землянке. И у финнов и у русских парились вначале в дымной бане (по-черному).
Архаичную финскую баню обогревали при помощи костра, который разводили на каменном подстиле в центре строения. При этом дым свободно циркулировал по всему помещению, разогревая его, а потом выходил через стены и потолок. Когда стены внутри бани нагревались до температуры горячего воздуха, дым улетучивался полностью. Только тогда баня считалась «созревшей» и в ней можно было париться. И сегодня некоторые предпочитают архаичную дымную баню всем другим, считая, что только запах дыма способен придать воздуху в парной неповторимый свежий привкус. Кроме того, закопченные, темные стены создают в бане или сауне неповторимую атмосферу.
В древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (945 г.) есть описание банного ритуала. Летописец Нестор рассказывает о чужестранцах, которых удивила увиденная ими в Великом Новгороде самая обычная банная процедура: обнаженные люди парились в жарко натопленных банях, обливались квасом, нещадно хлестали себя веником, а в заключение обливались студеной водой. Процедура парения с веником, кажется, произвела самое большое впечатление на путешественников: «...и возьмуть се прутье молодые (и) бьють ся сами и того ся добьют едва слезут живи и облеються водою студеною, итако оживут...» Похоже, это показалось им скорее пыткой, мучением, чем «омовением». Однако сами парящиеся млели от удовольствия. Еще бы! Кто хоть раз хорошо попарился с душистым веником, знает, каким обновленным становится тело. Недаром говорят: будто заново родился. Древние славяне и своих богов наделили любовью к бане. Баня действительно сопровождала их всю жизнь. В бане рождались, в бане парились накануне всех важных событий, и в последний путь человека провожали предварительно обмыв его.
Париться на Руси умудрялись даже в печи. Делали это так: жарко топили русскую печь, затем, когда она немного остывала, оттуда убирали все лишнее — еду, угли. После этого парящегося укладывали на доску-лежак и заталкивали прямо в зияющий зев печки. На стены печи плескали водой или разведенным квасом. Поднимался густой «хлебный» пар. Затем вход в печь плотно прикрывали заслонкой. Далее полагалось сидеть в печи и как следует потеть. После этого мылись в корыте и окатывались (на улице) холодной водой. Особенно популярным был такой способ парения у жителей степных районов. Парили в печах и детей, и немощных стариков. Чаще всего парящемуся помогал напарник — ведь в горячей печи легко обжечься. Сегодня городскому жителю трудно представить себе печь таких размеров, чтобы в нее легко могли поместиться двое. Но в некоторых деревнях такие печи еще сохранились.
Любопытно, что о русской и финской банях рассказывается практически в одних и тех же исторических источниках: у летописца Нестора, в описании немецкого посла Адама Олеария (и тот и другой приблизительно в одно время побывали в Эстонии, а немец — еще и в
Карелии), много интересных сведений о бане мы находим в сообщениях арабского путешественника Ибн-Даста; о сауне упоминается также в норвежских и шведских хрониках VII—XI веков, в средневековых исторических документах, литературных памятниках. Так, в знаменитом эпосе «Калевала» есть страницы, посвященные описанию банной процедуры.
Русская паровая баня («по-белому» и «по-черному»), финская сауна, турецкая баня и японская водяная баня дожили до наших дней. Каждая из них хороша по- своему. У каждой — свои приверженцы, свои почитатели.