Кожа и ее придатки представляют собой орган, расположенный на границе между внешней и внутренней средой, наделенный многообразной активностью.
Защитная функция кожи. Эта функция обусловлена рядом факторов. Наличие компактного, плотного рогового слоя, прочных, упругих эластических и коллагеновых волокон, а также подкожножировой клетчатки позволяет коже противостоять повреждающему действию механических и физических раздражителей. Расположенная на поверхности кожи воднолипидная мантия с ее кислой pH, равной 5—6, препятствует внедрению микроорганизмов, нейтрализует или ослабляет воздействие химических веществ.
Известное значение в поддержании стерилизующих свойств кожи имеют бактерицидные свойства секрета сальных и потовых желез, а также постоянное самоочищение кожи благодаря непрестанному отторжению верхних слоев ороговевающих клеток. Продуцируемый клетками эпидермиса пигмент меланин защищает ростковый слой от солнечных облучений и других лучевых факторов. В детской коже все эти защитные механизмы весьма несовершенны из-за анатомической „недостаточности структурных компонентов эпидермиса и дермы.
Кроме того, водно- липидная мантия имеет нейтральную или слабощелочную pH, а бактерицидность секрета сальных и потовых желез уменьшена. Поэтому детская кожа легко ранима, склонна к образованию трещин, ссадин, в ней легко развиваются патологические процессы, особенно в период новорожденности. Слабая теплопроводность кожи предохраняет организм от перегревания и переохлаждения.
К защитной функции кожи относится и ее реактивность, и особенности иммунитета. Вследствие недифференцированности клеток соединительной ткани кожи детей, Обильной васкуляризации и гидрофильности ей свойственна высокая реактивность и способность к интенсивным воспалительным реакциям, что особенно выделяется при развитии генерализованных обильных высыпаний при стафилококковых заболеваниях.
Распространенность и бурное течение воспалительных явлений, склонность к сенсибилизации объясняются своеобразием состояния центральной нервной системы, эндокринного профиля детей и иммунологических процессов. Недостаточная зрелость клеток коры головного мозга, преобладание в них явлений возбуждения, недифференцированность вегетативной нервной системы обусловливают разлитое интенсивное проявление патологических изменений.
Наряду с этим у детей имеет место слабость гипофизонадпочечниковой системы при выраженной функции зобной железы, что выражается застойными явлениями, повышением порозности лимфатических и кровеносных сосудов, снижением окислительно-восстановительных процессов в тканях и повышением их воспалительного потенциала. Однако вследствие этих же причин регенеративная способность недифференцированных клеток соединительной ткани весьма высока и все дефекты кожного покрова быстро эпителизируются или рубцуются.
Уровень естественного иммунитета новорожденных находится в прямой зависимости от состояния иммунитета матери и иммуно-биологических свойств ее молока. Поэтому период новорожденности и грудного возраста более благополучен в отношении таких инфекционных заболеваний, как корь, скарлатина, эпидемический паротит и др. После года жизни врожденный иммунитет ослабевает, а приобретенный недостаточно отрегулирован.
В возрасте от 1 года до 8 лет дети особенно часто болеют инфекционными заболеваниями, в том числе грибковыми. В то же время кожа новорожденных легко ранима и более доступна проникновению инфекции, особенно кокковой флоры, вследствие чего у новорожденных и грудных детей довольно часто возникают гнойничковые заболевания кожи — пиодермиты. Большая восприимчивость новорожденных к микробам кокковой группы обусловливает распространенность поражения и тяжелое течение гнойничковых заболеваний иногда с явлениями общего сепсиса.
Секреторная функция кожи. Благодаря обилию сальных, потовых и апокринных желез кожей продуцируется значительное количество метаболитов. Основными составными частями кожного сала являются азотистые и фосфорные соединения, нейтральные жиры, свободные высшие и низшие жирные кислоты, углеводороды, различные стерины, стероидные гормоны и соединения холестерина. Потовыми железами выделяются неорганические соединения в виде сульфатов, фосфатов, хлористого калия, хлористого натрия и солей кальция, а также органические вещества — креатин, креатинин, мочевая кислота, мочевина, аминокислоты, углеводы и аммиак. В коже образуется витамин D из эргостерина.
Процесс кератинизации эпидермиса с постепенным превращением белковой субстанции клеток в кератогиалин, элеидин и кератин рассматривается как секреторная функция эпидермиса. Особенность секреции кожи у детей заключается в повышенном продуцировании сальными железами холестерина, а потовыми — продуктов минерального характера, особенно соединений фосфора и кальция. В то же время синтез витамина D и кератинизация эпидермиса у новорожденных и детей младшего возраста ослаблены, чем объясняется несовершенство бактерицидных и других защитных свойств кожи.
Экскреторная функция кожи. Эта функция часто рассматривается одновременно с секреторной. Помимо секреции сальными и потовыми железами органических и неорганических !веществ, продуктов минерального обмена, этими железами выделяются углеводы, витамины, гормоны, ферменты и значительное количество воды.
Анатомически и функционально потовые железы у новорожденных, грудных детей и в раннем детском возрасте еще не вполне развиты. Поэтому .выделение воды происходит в основном невидимым путем посредством perspiratio insensibilis, которое особенно легко осуществляется из-за наличия нежного, тонкого рогового слоя эпидермиса и расширенных лимфатических и кровеносных сосудов с повышенной проницаемостыо сосудистых стенок.
Вследствие этого у детей особенно велика потеря воды и минеральных веществ через кожу (в 2—3 раза больше, чем через легкие), что должно постоянно корригироваться путем соблюдения режима питья в питания. Экстраренальные потери воды увеличиваются под влиянием повышения температуры тела, чрезмерного укутывания ребенка. При этом вследствие обильного потообразо- вания расширяются выводные протоки потовых желез и на коже туловища образуются мелкие ретенционные кисты в виде прозрачных пузырьков размером с просяное зерно или булавочную головку — miliaria crystalline. Особенно часто наблюдается потница у детей первых 3 месяцев жизни.
Учитывая недостаточную теплорегуляторную функцию кожи у новорожденных и грудных детей, следует уделять большое внимание предохранению их от перегревания и охлаждения.
Дыхательная и резорбционная функции кожи. Тонкий роговой слой, близко расположенные расширенные кровеносные сосуды обусловливают повышенную проницаемость газов и веществ, находящихся на коже в водных и жировых растворах.
Диффузия кислорода и углекислоты через расширенные капилляры кожи более значительна у детей, чем у взрослых, и составляет 1 % газообмена организма ребенка. Кожей поглощается 1/180 кислорода и выделяется 1/90 углекислого газа по сравнению с легочным обменом.
Резорбционные свойства кожи зависят от наличия сально-волосяных фолликулов, состояния водно-липидной мантии и буферной способности кожной поверхности. Поверхность ладоней и подошв обладает слабой резорбционной способностью не столько из-за наличия плотного рогового слоя, сколько из-за отсутствия сальных желез. Обилие сальных желез у детей, отсутствие элеидинового слоя и тонкость рогового слоя эпидермиса, большое количество близко расположенных расширенных кровеносных сосудов обусловливают высокую ре- зорбционную способность кожи детей, особенно грудного и младшего детского возраста.
Хорошо всасываются вещества, растворимые в жирах — йод, хлороформ, пирогаллол, фенол, резорцин, салициловая кислота, борная кислота, ртуть и др. В период воспалительных изменений в коже, при явлениях мацерации и мокнутия резорбционные свойства кожи увеличиваются, поэтому все лекарственные вещества, назначаемые в примочках, кремах, пастах, мазях, должны содержаться в терапевтической концентрации с учетом их общего воздействия.
Назначение мазей и кремов, содержащих деготь, фенол, ртуть и соли тяжелых металлов, в значительной концентрации и на большие участки может сопровождаться явлениями отравления из-за высоких резорбционных свойств кожи детей. Следует также избегать длительного применения на обширные очаги поражения кремов и мазей, содержащих кортикостероидные гормоны, вследствие их угнетающего влияния на функцию гипофизо-надпочечниковой системы.
Терморегуляционная функция. Адаптационные механизмы, поддерживающие постоянство температуры тела, весьма разнообразны. К ним относятся пониженная теплопроводность ороговевающих клеток эпидермиса, наличие в коже волокнистых субстанций и подкожножировой клетчатки. Кроме указанных факторов, существенное значение имеют лимфообращение и кровообращение в коже, ее потоотделительная способность.
Теплорегуляция кожи детей несовершенна вследствие как повышенной теплопроводности, так и увеличенной теплоотдачи. Теплопроводность значительна из-за морфологической незрелости структурных элементов эпидермиса и дермы. Теплоотдача путем теплоизлучения и испарения повышена, так как лимфатические и кровеносные сосуды, расположенные близко к поверхности, находятся в состоянии физиологического расширения и вследствие этого постоянно совершается процесс невидимого испарения. Активная секреторная функция потовых желез усиливает теплоотдачу.
Обменная функция. Секреторная и экскреторная деятельность сальных, потовых желез и эпидермиса обусловливает участие кожи в обменных процессах. Благодаря выведению с потовыми и сальными железами продуктов минерального, жирового, белкового и углеводного обмена в крови и тканях сохраняется определенное постоянство внутренней среды организма (гомеостаз), регулируемое нейро-гуморальными факторами. В секрете сальных и потовых желез определяются гормоны, ферменты, витамины, микроэлементы.
Соединительнотканные компоненты дермы продуцируют биологически активные вещества: гистамин, брадикинин, адреналин и др., участвующие в иммунологических процессах и проявлениях аллергических реакций. Роль кожи в обмене веществ особенно значительна из-за ее депонирующей способности. Гидрофильность соединительнотканных клеток, эластических, коллагеновых волокон, подкожножировой клетчатки обусловливает задержку внеклеточной и внутриклеточной воды, а также минеральных веществ: натрия, калия, кальция.
В коже депонируются йод, хлор, бром, углеводы, холестерин, аминокислоты, желчные кислоты и другие продукты общего обмена. В связи с этим задолго до общих обменных нарушений в коже возникают различные патологические процессы, например, упорный зуд кожи при декомпенсации печени и появление торпидно протекающих пиогенных элементов при скрытом диабете. Большую роль в состоянии кожи как органа играет и витаминный обмен. В частности, витамин В2 (рибофлавин) и витамин Н (биотин) поддерживают нормальное течение окислительно-восстановительных процессов в коже, витамин РР (никотиновая кислота), оказывая детоксицирующее и сосудорасширяющее действие, способствует выведению отработанных метаболитов.
Витамин С участвует в процессе синтеза меланина, витамины А, Е и D нормализуют процесс ороговения, активизируя белковый обмен и процесс усвоения серы в клетках эпидермиса. Учитывая роль обменных процессов в коже ребенка (для поддерж-ания его общего удовлетворительного состояния), необходимо подчеркнуть и значение водного обмена, так как все обменные реакции совершаются в водной фазе. Кожа детей содержит много воды. Она составляет 3/4 весового состава грудных детей по сравнению с 3/5 весового состава возрослых. В детской коже содержание воды варьирует в зависимости от возраста. Если в организме взрослого человека воды содержится 60—65%, то у грудных де? тей — 60—70%, у новорожденных — 65—75%, а у двухмесячных эмбрионов — 97%.
Потребность в воде у новорожденного равна 150—200 мл на 1 кг веса, в первую половину года — 100—150 мл и к концу года — 80—90 мл на 1 кг веса. Затем потребность в воде несколько снижается и составляет 70— 60 мл на 1 кг веса в возрасте до 5 лет, 60—50 мл на 1 кг веса до 10 лет и 50—40 мл на 1 кг веса до 15 лет. Обилие воды и минеральных веществ в коже ребенка поддерживает интенсивность процессов обмена в клеточных элементах, волокнистых субстанциях и аморфном межуточном веществе, являющемся коллоидальным комплексом и находящемся в состоянии организованного протеидного геля. Понимание своеобразия течения обменных реакций в коже детей позволяет вносить существенные коррективы в развитие как здорового ребенка, так и при наличии кожных заболеваний.
Кожа — орган чувств. В коже человека заложено большое количество разнообразных нервных окончаний, воспринимающих различные виды чувствительности. От крупных нервных стволов, располагающихся в подкожножировой клетчатке, ответвляются мякотные и безмякотные волокна, располагающиеся параллельно кровеносным сосудам и образующие два сплетения — поверхностное в сосочковом слое дермы и глубокое на границе подкожной клетчатки и собственно кожи.
Вследствие недоразвитости эпидермиса и дермы у грудных детей развитие нервных окончаний, заложенных в них, также не заканчивается, хотя в общем нервы кожи у новорожденных в значительной степени соответствуют виду их у взрослого человека. Кожа детей воспринимает осязание, холод, тепло, тактильную чувствительность. Осязательные тельца Мейснера развиваются после рождения и окончательно формируются к 8—10 месяцам. Осязательные тельца Меркеля, являющиеся сложными концевыми нервными образованиями, располагающимися на уровне базальных и нижних рядов шиповидных клеток, определяются уже к 6 месяцам, но не постоянно.
В сетчатом слое дермы располагаются терморецепторы — колбы Краузе, воспринимающие чувство холода, и тельца Руффини, проводящие тепло. Период формирования этих рецепторов у детей точно не установлен. Не ясно также время оформления телец Фатер — Пачини, Гольджи — Маццони и Догеля, воспринимающих тактильную чувствительность.
Болевые ощущения воспринимаются безмякотными нервными волокнами, состоящими из осевых цилиндров и оболочек, располагающихся в мальпигиевом слое эпидермиса. Кожа представляет собой периферический анализатор. Заложенные в ней многочисленные нервные окончания, подвергаясь воздействию раздражителей, трансформируют их действие в энергию нервного возбуждения и в виде нервных импульсов проводят в соответствующие центры нервной системы.
Вследствие незрелости и недостаточной дифференцировки периферических анализаторов и центральных образований спинного и головного мозга у детей нервное возбуждение не превращается в четко осознанное и хорошо локализуемое ощущение. Воспринимающие рецепторы, проводящие пути и клетки коры функционально недостаточны. В то же время внешняя среда действует на кожу ребенка обилием раздражающих импульсов, приводящих центральную нервную систему в состояние длительного торможения, результатом чего является почти непрерывное полусонное состояние новорожденного.