Знание особенностей детского возраста, условий быта, здоровья родителей и течения беременности необходимо для врача-педиатра, а также для дерматолога. Жалобы ребенка учитываются со слов родителей или лиц, постоянно ухаживающих за ним, знающих его основные отправления и наблюдавших возникновение болезни.
Первым этапом истории болезни является anamnesis morbi. Врача-дерматолога интересует начало болезни, причины ее возникновения, чем обусловлено появление кожных изменений, хотя бы по ориентировочным данным. Необходимо выяснить, где появились первые высыпания, их характер, длительность существования, течение процесса и связь его с питанием и уходом. Одновременно выясняется, нет ли сезонности болезни, в какое время года наступает обострение или наблюдаются самопроизвольные ремиссии, какова продолжительность рецидивов и ремиссий.
Следует установить также, были ли у ребенка какие- либо патологические симптомы или нарушения до развития кожного заболевания, во время его течения или после него. Например, потница появляется после перегревания, а затем развивается пиодермия. После простуды возникает пиодермия, осложняющаяся экзематизацией. Нередко наблюдается последовательная смена кожных проявлений: опрелость, кандидамикоз, себорейная экзема.
После уточнения начала возникновения кожного заболевания, его обусловленности определенными факторами следует детально выяснить характер проводимого в прошлом лечения: применение антигистаминных, седативных, десенсибилизирующих средств, антибиотиков, а также методов наружного лечения. Одновременно уточняется, где и кем проводилась назначенная терапия, устанавливается ее переносимость и эффективность. Если лечение оказалось недостаточно действенным, выясняется длительность последнего рецидива, характер его течения и проводившиеся терапевтические мероприятия.
Следующим этапом истории болезни является anamnesis vitae, который рекомендуется собирать по определенной схеме:
- Какая по счету беременность, ее течение в первой и второй половине. Питание матери во время беременности, соблюдение воздушного режима и режима дня. Заболевания во время беременности, характер применяемой терапии. Использование отпуска по беременности. Систематичность наблюдения в женской консультации.
- Роды, какие по счету и на какой неделе беременности. Длительность родов (первый и второй периоды), их характеристика. Применение стимуляции или акушерских пособий. Крик ребенка. Применялось ли оживление. Характеристика новорожденного (вес, рост, окружность головы), оценка его состояния по шкале Шкарина. Когда отпала пуповина и как быстро зажила пупочная рана. Когда выписан из родильного дома, вес при выписке.
- Вскармливание. Первое прикладывание к груди. Как 'взял и как сосал грудь. Режим кормления (до 3 месяцев —через 3 часа, до 6 месяцев — через З,5 часа, с 6 месяцев — через 4 часа). Назначение соков, витамина D2, рыбьего жира. Докорм, прикорм, их состав и сроки введения. Аппетит ребенка. Стул.
- Уход. Кто ухаживает. Соблюдение воздушного режима (гулять не менее 6 часов в день), выполнение гигиенических правил (купание, умывание, туалет глаз, слизистых оболочек носа, половых органов ежедневно). Обработка и хранение детского белья.
- Развитие ребенка. Прибавка веса на первом году жизни: в первой половине года по 600 г, во второй — по 500 г ежемесячно. К году вес утраивается и достигает 10 кг. Нарастание веса в дальнейшем происходит в среднем на каждый год по 2 кг. Вес ребенка можно вычислить по следующей формуле: 10 кг+2 кгХчисло лет. Рост ребенка увеличивается в среднем к году на 25 см. В I квартале — по 3 см ежемесячно, во II квартале — по 2,5 см, в III квартале — по 1,5 и; в IV квартале — по 1 см. Затем рост ребенка ежегодно увеличивается на 5 см и высчитывается по следующей формуле: рост = 75 см+5 смХчисло лет. Развитие статических функций: держит головку к 27г месяцам, сидит с 6 месяцев, стоит с 9 месяцев, ходит с 1 года. Развитие психическое: фиксирование взгляда к Р/г месяцам, улыбается и гулит с 2 месяцев, говорит к году несколько слов, к 2 годам — простые фразы. Прорезывание зубов вычисляется по формуле: количество зубов = возрасту ребенка в месяцах —4. К году у ребенка хорошо формируется 8 зубов: по 4 зуба на верхней и нижней челюсти.
- Перенесенные заболевания, их тяжесть, характер лечения. Сделанные прививки (BCG, АКДС, оспопрививание, введение коревой и полиомиелитной вакцин).
Описание общего состояния ребенка по органам
Врача-дерматолога интересует общее состояние здоровья ребенка. В этом отношении в первую очередь обращается внимание на то, подвижен ли ребенок, контактен или замкнут, оценивается его физическое развитие (соответствует ли вес и рост возрасту ребенка). Исследуется состояние доступных для ощупывания лимфатических узлов (их размеры, подвижность, болезненность при пальпации, характер кожи над ними).
Костно-мышечная система тщательно осматривается как для выявления врожденных дефектов, так и для уточнения степени рахита с оценкой тонуса мышц.
Органы дыхания. Выясняется, нет ли жалоб со стороны органов дыхания, а затем осматриваются верхние дыхательные пути — нос, носоглотка. Перкуторно и аускуль- тативно определяются границы легких, характер дыхания.
Органы кровообращения. Обследование проводится по общим правилам. Выясняется у родителей или у близких ребенку лиц, нет ли у него жалоб, а затем определяются границы сердца, локализация верхушечного толчка, оценивается громкость тонов, измеряется кровяное давление. Кровяное давление у детей изменяется в соответствии с возрастом. У здорового ребенка артериальное давление соответствует формуле: АД максимальное = 80+2 п, где п — число лет жизни. Минимальное кровяное давление в норме равно 1/3 или 2/3 максимального.
Органы пищеварения. Важно знать, какой у ребенка аппетит, нет ли диспепсических явлений. Осматриваются зубы, слизистая оболочка рта, язык, зев. Производится осмотр и пальпация живота, печени, селезенки, осмотр области ануса. Выясняется характер стула.
Мочеполовая сфера. Уточняется частота мочеиспусканий, вид мочи, проверяется симптом Пастернацкого. При осмотре определяется степень соответствия развития половых органов. У девочек школьного возраста выясняют начало менструаций, их характер и периодичность.
Эндокринный статус. Определяется состояние щитовидной железы, коры надпочечников и гипофиза.
Нервно-психическая сфера. Выясняют, соответствует ли физическое и психическое развитие ребенка его возрасту. Настроение ребенка, его работоспособность, эмоциональная подвижность, отношение к взрослым, детям, преподавателям. Сон. Состояние 12 пар черепномозговых нервов. Характер кожных и сухожильных рефлексов.
Дерматологический статус. Чтобы иметь правильное представление о характере кожного поражения и его особенностях, следует внимательно осмотреть здоровую кожу ребенка, состояние слизистых оболочек, волос и ногтей. Обязательно нужно обратить внимание на одежду ребенка.
Слишком теплая, плотная, закрытая одежда приводит к обильному потоотделению, что иногда является единственной причиной кожного заболевания (белой и красной потницы), в результате которого может развиться или пиококковое поражение кожи, или опрелость. Повышенная потливость совместно с мацерацией при недостаточном соблюдении правил гигиены наиболее часто служит причиной контактных дерматитов, кандидамикозов, опрелостей. Затем описывается состояние видимо здоровой кожи, ее цвет, тургор, эластичность, характер пото- и салоотделения, наличие гипер- и депигментаций, невусных образований, рубцов, травм и других дефектов. У всех грудных и маленьких детей описывается состояние волос на волосистой части головы, уточняется наличие или отсутствие гипертрихоза.
Одновременно определяется характер дермографизма и мышечно-волоскового рефлекса. Нормальный дермографизм характеризуется появлением красной полоски, бесследно исчезающей через 2—3 минуты. Различают дермографизм красный, стойкий и разлитой уртикарный, белый и смешанный. При некоторых заболеваниях наблюдается красный разлитой дермографизм (дерматиты, экзема, псориаз), указывающий на повышенную возбудимость нервной системы, особенно сосудорасширяющих нервов. Белый дермографизм наблюдается вследствие спазма кровеносных сосудов кожи. Особенно часто белый дермографизм выявляется у больных нейродермитом, почесухой, эксфолиативным дерматитом; уртикарный дермографизм — у больных крапивницей, почесухой.
Мышечно-волосковый рефлекс. Нормальный мышечно-волосковый рефлекс («гусиная кожа») держится 5—10 секунд, а затем бесследно исчезает. Мышечно-волосковый рефлекс можно получить путем проведения холодным предметом по коже. Повышенный мышечно-волосковый рефпекс характеризуется разлитой реакцией в ответ на Холодовой раздражитель и наблюдается у детей с функциональными нарушениями центральной нервной и вегетативной системы.
Описание слизистых оболочек дается в такой последовательности: конъюнктива глаз, слизистая рта, носа и зева, а затем состояние гениталий и ануса. %
Для правильного диагноза грибковых заболеваний существенное значение имеет состояние ногтей и околоногтевых валиков.
Обязательный осмотр ладоней и подошв при обследовании детей любого возраста необходим по многим причинам. Общеизвестно значение этого осмотра для ретроспективного диагноза скарлатины и чесотки, которая именно в этих местах у детей характеризуется наиболее типичными высыпаниями. Некоторые кожные заболевания, начинающиеся в раннем детском возрасте, наиболее выражены на ладонях и подошвах (сифилитическая пузырчатка, диффузная инфильтрация Гох- зингера, эпидермофития дисгидротическая).
Описание пораженной кожи
С целью последовательного изложения патологических изменений кожного покрова, что особенно трудно дается начинающим студентам, мы рекомендуем указать вначале характер воспалительной реакции. Как известно, большинство кожных болезней являются воспалительными и делятся на две группы: 1) островоспалительные, характеризующиеся яркой, отечной гиперемией, нечеткими границами, мокнутием, т. е. преобладанием экссудативного компонента воспалительной реакции; 2) неостровоспалительные, отличающиеся инфильтрацией, уплотнением кожи, застойной или буроватой гиперемией, четкими границами, т. е. выраженностью пролиферативного компонента воспалительной реакции. После того как установлен характер воспалительной реакции, описываются места локализации патологического процесса с указанием преимущественного расположения высыпных элементов, симметричного или несимметричного их распространения.
Затем описываются первичные и вторичные морфологические элементы.
Морфологические элементы кожных сыпей принято делить на первичные, которые возникают в неизмененной коже, и вторичные, образующиеся в результате дальнейшей эволюции первичных элементов. Необходимо отметить, какой характер носит сыпь: мономорфный (если высыпания состоят из одного типа первичных элементов) или полиморфный (при наличии двух или более первичных элементов). Следует также отметить и характер расположения элементов сыпи: группирующиеся, серпигинизирующие, сливающиеся, изолированные и др. Иногда отмечается склонность высыпаний к особой локализации, например только в складках кожи, или к преимущественному поражению только волосяных фолликулов.
Возможно диффузное поражение кожи, генерализованное покраснение, так называемые эритродермии. Описание первичных элементов начинают с определения окраски, размеров, очертаний краев (правильные, неправильные, овальные, полигональные, фестончатые). Далее описываются границы очагов поражения: резкие, нерезкие, четкие, нечеткие; поверхность элементов (шероховатая, бугристая, гладкая, блестящая, лакированная и т. д.); форма первичного морфологического элемента (плоская, конусовидная, полушаровид- ная, усеченная, остроконечная и т. д.); консистенция (деревянистая, плотно-эластическая, плотная, плотноватая, мягкая, тестоватая). Отмечается также склонность элементов к периферическому росту и слиянию. Затем перечисляются и описываются вторичные морфологические элементы (пигментация, корки, чешуйки, эрозии, язвы, ссадины, вегетации, лихенифи- кация). Их характеристика дается в таком же аспекте, как и для первичных элементов.
Диагноз. Решающим и основным методом диагностирования кожных заболеваний является правильное распознавание патологической морфологии кожи.
В качестве основы для дерматологического диагноза используются высыпные элементы и их характерные клинические особенности. В связи с этим необходимо обратить внимание на тщательное определение морфологического своеобразия первичных и вторичных элементов, выявляемое клинически осмотром, пальпацией, диаскопией, поокабливанием, потиранием и другими доступными методами.
В настоящее время значительное место в диагностике занимают и лабораторные исследования: серология, микроскопия, гистология и гистохимия.
В процессе ознакомления с методикой обследования дерматологического больного студентами практически должны быть освоены такие методы: поскабливание, пальпация, диаскопия, дермографизм, изоморфная реакция, мышечно-волос- ковый рефлекс, кожные пробы; фиксируется также внимание на значении биопсии кусочка кожи из очага поражения при постановке диагноза.
Правильный дерматологический диагноз возможен только на основании вдумчивого анализа и правильного обобщения морфологических симптомов заболевания, подтвержденных лабораторным исследованием. В дерматологии и венерологий проводятся как общие, так и специальные лабораторные исследования. К общим относятся те исследования, которые делаются во всех медицинских учреждениях независимо от их профиля: анализ крови, мочи, желудочного сока, кала на яйца глистов, рентгеноскопия органов грудной клетки, электрокардиография и т. д. Оценка полученных данных у детей в возрасте до 1 месяца производится с учетом их особенностей.
Под специальными понимают те лабораторные исследования, которые проводятся в дерматовенерологических лечебных учреждениях: серологические пробы на сифилис, при показаниях — исследования на бледную трепонему, гонококки; другие микробиологические исследования: на патогенные грибы (чешуек, волос, ногтей), прививки животным, биохимические и гистологические исследования; аллергологические тесты.
Существенное значение в детской дерматологии имеет диагностика аллергических заболеваний, так как у детей чаще, чем у взрослых, возникают аллергические реакции. Эта особенность детского организма обусловлена возрастной реактивностью, своеобразием иммунных и обменных процессов, характером состояния нервной и эндокринной систем. Аллергизация детского организма происходит как в период внутриутробного развития, так и в процессе роста за счет изменения внутренней среды организма (наличие невротичеоких реакций, изменение активности ферментативных систем, нарушение соотношения белковых фракций, колебания гормонального обмена, в частности нарушение функционального состояния коры надпочечников, влияние наследственности и др.).
Развитию аллергических состояний у детей способствуют затяжные респираторные заболевания, хронические очаги инфекции, а также характер питания, ухода и бытовых условий. Известно, например, что на появление аллергии у детей значительное влияние оказывает избыток углеводов в пище, перегревание, содержание в воздухе домашней пыли и шерстяных волокон.
Принимая во внимание все указанные выше факторы, следует подчеркнуть важность анамнеза и тщательного обследования общего состояния ребенка при диагностировании аллергического заболевания. В анамнезе выясняется наличие непереносимости медикаментов, пищевых продуктов,, перенесенных инфекционных и аллергических заболеваний. Особое внимание уделяется профилактическим прививкам и их переносимости.
Важно выявить очаги хронической инфекции, установить имеющиеся заболевания внутренних органов, уяснить состояние нервной и эндокринной системы, функции печени и желудочно-кишечного тракта. В связи с тем что при аллергическом состоянии образуются антитела, как правило, сосредоточенные в коже, в диагностике аллергии большую помощь оказывают кожные тесты. Из них наиболее широко используются аппликационные (компрессные или капельные), скарификационные и интрадермальные. Основное условие постановки кожных тестов — отсутствие прогрессирования болезни. Желательно проводить тестирование в фазу регресса кожного процесса, чтобы не вызвать обострения. Компрессная кожная проба Ядассона выполняется на участках видимо здоровой кожи в области плеча, предплечья, живота или спины.
Во избежание раздражающего действия компрессной бумаги или липкого пластыря при постановке компрессных проб Б. А. Сомов (1963) и М. А. Карагезян (1969) предложили модернизированные методы аппликационного теста. Они используют штатив из оргстекла со вставленными в него стеклянными стаканчиками, содержащими растворы аллергенов. Штатив плотно фиксируют к поверхности кожи бинтом или специальной тесьмой. Прозрачность оргстекла позволяет визуально наблюдать за течением аллергической реакции, а подвижность вставленных стаканчиков дает возможность своевременно прекращать действие аллергена.
Отрицательным свойством этих новых методик является трудность сохранения неподвижности пробирок в течение 24 или 48 часов. В работе с детьми особенно удобна методика капельных проб, так как она чрезвычайно проста, безболезненна и применима не только в стационаре, но и амбулаторно. Капельные тесты не сопровождаются выраженными общими и очаговыми реакциями и поэтому могут ставиться в любом периоде заболевания. Однако капельные пробы могут осуществляться только с аллергенами, растворимыми в спирте, ацетоне, эфире или других быстро испаряющихся растворителях, что несколько ограничивает их практическое применение.
Скарификационные и интрадермальные пробы являются высокочувствительными и проводятся с большими разведениями аллергенов. Результаты их постановки оцениваются через 30 минут (при немедленной реакции) и через 24—48 часов (при замедленной реакции). Одновременно учитывается интенсивность общей и очаговой реакции. По мнению некоторых авторов, аппликационные тесты у детей малоспецифичны при кожных заболеваниях, так как патологический процесс протекает в более глубоких слоях кожи.
Оценка аппликационных, скарификационных и интрадермальных проб, проведенная другими исследователями, показала, что наиболее чувствительными и специфичными являются скарификационные тесты. Учитывая тот факт, что введение антигена в поврежденную кожу даже в незначительном количестве оказывает аллергизирующее действие, принято начинать тестирование с капельных, компрессных, конъюнктивальных или оральных проб.
Конъюнктивальные и оральные тесты являются разновидностью аппликационного метода аллергической диагностики. Аллерген наносят на конъюнктиву глаза или на слизистую оболочку рта в растворе или порошке (per se). Ответную реакцию регистрируют по степени интенсивности воспаления в течение 15—30 минут. При Отрицательных аппликационных тестах проводят тестирование с помощью скарификационных проб, а если и они окажутся отрицательными, прибегают к интрадермальным пробам.
Широкое использование кожных тестов в диагностике аллергических заболеваний в последние годы все чаще подвергается критике из-за их провоцирующего действия. При высокой степени аллергического состояния кожные пробы протекают с выраженными общими и очаговыми реакциями и могут быть причиной тяжелых осложнений. Кроме того, даже при слабо выраженной сенсибилизации введение аллергена и происходящая затем реакция антиген-антитело с выделением биологически активных веществ могут способствовать усилению степени аллергизации и прогрессированию процесса. Поэтому в настоящее время стали чаще использоваться непрямые методы диагностики аллергического состояния. К ним относятся эозинофилия крови и секрета верхних дыхательных путей, повышенное содержание бета- и гамма-глобулинов, пробы с исключением предполагаемых аллергенов из пищи, окружающей среды, успешная специфическая десенсибилизация, эффективное действие антигистаминных препаратов, АКТГ и кортикостероидных гормонов.
Непрямые методы исследования аллергии с помощью пробы Праусница— Кюстнера и Урбаха—Конигштейна, основанные из реакции пассивного переноса, служат показателем наличия клеточных антител, не являются специфическими, не обладают достаточной степенью чувствительности и не имеют практического значения, а потому в нашей стране применяются чрезвычайно редко. Более перспективны для диагностирования состояния аллергии серологические реакции и цитологические феномены.
Серологические методы исследования основываются на физико-химических изменениях, происходящих при реакции антиген — антитело в крови. При этом происходят сложные процессы преципитации, прямой или непрямой агглютинации, реакция связывания комплемента, извращение глобули- новой специфичности, гемагглютинирующее или гемолизирую- щее действие. По наличию этих явлений можно обнаружить реакцию антиген — антитело и при известных антигенах выявить соответствующие антитела и наоборот. Принципы этих взаимодействий используются в различных реакциях, с помощью которых серологически можно констатировать состояние аллергии. Наиболее часто применяются прямая и непрямая антиглобулиновая реакция Кумбса, реакция пассивной гемагглютинации, реакция агглютинации Фельнера и Бера, реакции преципитации, связывания комплемента, иммунного прилипания и др.
Введение серологических реакций представляет существенное достижение, позволяющее выявлять антитела различного происхождения, в частности тканевые аутоантитела при тяжелых заболеваниях типа коллагенозов.
Аллергизация существенно изменяет реактивность клеточных элементов не только тканей, но и крови. Наблюдаемые при этом феномены также используются для диагностики аллергических состояний. В этом плане весьма доступны редакция агломерации лейкоцитов Флека, тест дегрануляции ба- зофилов Шелли, реакция лейкоцитоза, лейкопеническая проба и тромбоцитопенический индекс. Агломерация лейкоцитов, как и другие тесты клеточной патологии, при явлениях сенсибилизации дает возможность установить наличие антигенов экзогенного характера и аутоантигенов при аллергических реакциях замедленного типа, проявляющихся у детей такими хроническими аллергическими реакциями, как нейро- дермит, экзема, почесуха, крапивница и др.
Диагностика аллергических состояний с помощью различных прямых и косвенных методов часто осложняется наличием поливалентной и аутогенной сенсибилизации. В этих случаях необходимо фиксировать внимание на факторах, обусловливающих развитие измененной реактивности организма. Аллергические процессы формируются, как правило, на фоне сложных функциональных и обменных нарушений, свидетельствующих о наличии значительной слабости гипофизо-надпочечниковой системы.
Глкжокортикоидная недостаточность является тем важным условием, которое способствует развитию патологического процесса в любой стадии аллергизации, поэтому для назначения рациональной терапии весьма желательно иметь сведения о функциональном состоянии коры надпочечников. Для этой цели в настоящее время вполне доступна методика определения суммарных 17-оксикортикосте- роидов в моче по методу Юдаева и Креховой, проведение эозинопеничеокого теста без введения АК.ТГ и учет клинических симптомов гипокортицизма, к которому относятся гипотония, гипогликемия, диспепсические и желудочно-кишечные расстройства, нарушения пигментообразования (лейкодерма, витилиго, наличие гиперпигментированных пятен, медленное или быстрое появление загара, стойкое сохранение загара),, невротические расстройства, астеническое состояние.
Заканчивая обследование больного ребенка, необходимо учитывать вспомогательное значение разнообразных лабораторных исследований в постановке диагноза и назначении патогенетически обоснованного и симптоматического лечения (как общего, так и наружного).