Авторизация

    Розовый лишай жибера (pityriasis rosea gibert)

    Заболевание встречается преимущественно у детей стар­шего возраста и подростков. До 2 лет наблюдается очень ред­ко. У детей в раннем возрасте оно составляет 0,25% всей кожной заболеваемости. По имеющимся данным, на розовый лишай приходится 3,5% всей кожной заболеваемости у детей старшего возраста.

    Этиология. Причина возникновения розового лишая Кибера неизвестна. В последнее время заболевание относят к инфекционно-аллергическим. Предполагается при этом роль вирусной инфекции, о чем свидетельствуют такие факты, как сезонность заболевания — появление высыпаний главным об­разом в весенний и осенний период, связь с охлаждением, цикличность течения, нередко изменение общего состояния ребенка, повышение температуры. При этом отмечается ал­лергическая реактивность: появление свежих высыпаний пос­ле механического раздражения кожи, особенно после мытья горячей водой с применением мочалки; очень часто у детей возникают явления экзацербации (обострение процесса) и экзематизации.

    Клиника. На коже туловища (спина, живот, боковые и передняя части груди) по линиям натяжения кожи Лангера появляются овальные пятна розового и красноватого цвета различной величины (рис. 68). Часть из них более крупные — «материнская бляшка», остальные меньших размеров, в сред­нем с 2—3 копеечную монету. Постепенно центральная часть пятнистых высыпаний приобретает желтоватый оттенок (а пе­риферическая остается розовато-красноватой) и покрывается мелкими беловато-сероватыми чешуйками, напоминая смор­щенную папиросную бумагу. Такие высыпания называют по их внешнему сходству «медальонами».

    Розовый лишай

    Рис. 68. Розовый лишай

    У детей часто пора­жается кожа туловища, реже лица и волосистой части голо­вы, где пятна розового цвета покрыты обильным количеством мелкопластинчатых чешуек. Волосы в пределах этих пятен остаются без изменений. Диагноз в таких случаях основывает­ся на отрицательном микологическом исследовании, на нали­чии типичной сыпи (так называемые медальоны, материнские бляшки, располагающиеся по линиям Лангера) в обла­сти туловища. Высыпания на коже волосистой части голо­вы исчезают одновременно с сыпью на других участках кожи.

    Высыпания у детей более обильные, сочные, экссудатив­ные. Чаще, чем у взрослых, процесс обостряется экзематиза- цией. Встречаются атипичные формы с уртикоподобной или фолликулярной реакцией, интенсивным зудом. У детей неред­ко наблюдается везикулезная форма заболевания. Высыпания пузырьков, реже пузырей, сопровождаются субфебрильной температурой, общим недомоганием. Появление пузырей при этом заболевании в детском возрасте обусловлено теми ана­томическими и физиологическими особенностями организма и кожи детей (тонкость, нежность, обилие сосудов, повышен­ная ранимость, лабильность реакций — состояние реактивно­сти организма и т. д.), которые отражены в соответствующем разделе учебника. При везикулезной форме заболевания не­редко возникает экзематизадия, особенно выраженная в круп­ных складках: пахово-бедренных, подмышечных впадин, лок­тевых сгибов.

    Тенденция к диффузному процессу ведет к развитию у не­которых больных острой эритродермии. Этому способствуют такие экзогенные раздражители, как мытье в бане или ван­не, трение одеждой, нерациональная терапия. При подобных формах заболевания возможно осложнение пиококковой ин­фекцией.

    Диагноз. Распознаванию розового лишая при наличии пузырьков и пузырей, эритродермии, пиодермии способствует наличие по периферии сплошных очагов поражения типичных пятнистых элементов сыпи, характер дальнейшего течения процесса, анамнестические данные. Следует отметить, что ма­теринская бляшка встречается у детей, как и у взрослых, не всегда. У большей половины больных она может отсутство­вать. Чаще материнские бляшки располагаются в типичных местах (спина, грудь), реже на волосистой части головы, в области шеи, бедер, еще реже — на лице.

    Сравнительно редко у детей встречается такая разновид­ность острой формы заболевания, как сливная, когда, несмот­ря на обилие элементов и слияние их в обширные очаги, от­сутствует наклонность к экзематизации. При сливной форме поражение характеризуется универсальностью и обильным

    мелкопластинчатым шелушением. В этих случаях, как и при наличии единичных материнских бляшек, необходимо ми­кологическое исследование во избежание диагностических ошибок.

    У детей, страдающих распространенной или универсаль­ной формой розового лишая Жибера, возможно увеличение лимфатических узлов (подчелюстных, подмышечных, па­ховых) .

    Лечение. Наряду с антибиотиками (тетрациклин, сигма- мицин, олететрин, рондомицин — разовые и суточные дозы в зависимости от веса и возраста ребенка, в течение 6—9 дней) назначаются также десенсибилизирующие препараты: внутрь молочнокислый кальций, глюконат кальция или глице­рофосфат кальция, а при зуде — антигистаминные (диме­дрол, диазолин, супрастин). Применяется витаминотерапия: аскорутин, витамины группы В, особенно рациональна панто- теновая кислота.

    У детей старшего возраста и подростков бы­стрый и хороший эффект наступает от приема внутрь рива­нола по 0,01—0,03 г в желатиновых капсулах (по одной кап­суле 2 раза в день в течение 7—10 дней). Наружное лечение имеет вспомогательное значение: масляная взбалтываемая смесь (цинковое масло), водно-глицериновая взбалтываемая смесь в случаях экзематизации, крем Унна при сухости кожи. Рекомендуется не мыться в ванне или бане в течение 3—5 не­дель. Ограничивается соль, исключаются острые и копченые продукты.

    Please publish modules in offcanvas position.