Авторизация

    Дерматиты. токсикодермия

    Дерматит — острое воспаление кожи, которое чаще всего возникает в результате экзогенного воздействия механических, физических, химических или биологических раздражителей. Воспалительная реакция кожи зависит от силы (или концен­трации) и длительности воздействия обычно однократно дей­ствующего раздражителя и проявляется последовательной сменой стадий процесса: вначале возникает эритема и отек кожи, затем экссудативно-папулезная стадия, далее везику­лезная или буллезная, а в случае присоединения вторичной стрептококковой или стафилококковой инфекции — пустулез­ная. Затем наступает стадия образования корок и, наконец, шелушение.

    Различают контактные простые, контактные аллергические дерматиты и токсикодермии.

    Простые контактные дерматиты, при которых аллергиче­ская реакция, как правило, отсутствует, вызываются действи­ем различных внешних (экзогенных) раздражителей. К ним относятся механические факторы: раздражение кожи ребенка плохо выстиранными пеленками, складками одежды, тесной обувью, трением гипсовых повязок в случае перелома.

    Разви­тию дерматитов под воздействием механических раздражите­лей способствует недостаточный или плохой уход за кожей ребенка, частое и длительное загрязнение ее калом, мочой, рвотными массами. При этом на фоне мецерированной экс­кретами кожи в результате трения соприкасающихся кожных поверхностей в области складок чаще у пастозных, рыхлых детей, страдающих экссудативным диатезом, развивается ин- тертриго, или опрелость, — одна из форм дерматита у детей.

    Она проявляется эритемой в области складок, маце­рацией эпидермиса, невыраженным мокнутием, образованием эрозий, иногда трещин, ощущением жжения или болезненности. Присоединение дрожжеподобных грибов Candida albicans (кандидамикоз) или стрептококковой инфекции поддерживает воспалительную реакцию и обусловливает более торпидное течение опрелости.

    К физическим раздражителям относится воздействие низ­кой (ознобление, отморожение) и высокой (ожоги) темпера­туры, солнечной инсоляции (ультрафиолетовые и инфракрас­ные лучи), передозировка при облучении ртутно^кварцевой лампой, рентгеновское и радиоактивное излучение.

    У детей очень легко возникает ознобление, так как у них отмечается повышенная чувствительность к холоду, осо­бенно выраженная у ослабленных детей с неуравновешенной нервной системой, лабильностью весьма развитой сосудистой сети и неадекватной реакцией ее на раздражители, плотно­стью подкожножировой клетчатки из-за преобладания в ней тугоплавких (стеариновой и пальмитиновой) жирных кислот. Поэтому под влиянием холода чаще у ослабленных детей, осо­бенно страдающих акроцианозом кистей, коленных суставов, развиваются дерматиты, возникает ознобление и даже отмо­рожение.

    Ознобление локализуется в области щек и концевых фа­ланг пальцев. Кожа щек становится бледно-красной с синюш­ным оттенком. Местами на ней определяются уплотнения тестоватой консистенции. Ознобление в области концевых и сред­них фаланг пальцев и суставов проявляется цианотично-красноватым цветом, припуханием, иногда наличием в области складок кровоточащих трещин, болезненностью и затрудне­нием сгибания пальцев.

    Пермятиты у детей возникают и под влиянием высоких температур: при назначении ванн или ванночек с температу­рой воды выше 40°, в результате длительного воздействия солнечных лучей. На коже ребенка в таких случаях появляют­ся эритема, отечность, а при сильном и длительном воздей­ствии этих раздражителей •— пузыри, эрозии, мокнутие, силь­ное жжение, а в дальнейшем шелушение кожи.

    Передозировка рентгеновых лучей (обычно при рентгено- эпиляции, применяемой для последующего лечения трихомикозов волосистой части головы) также обусловливает разви­тие так называемого рентгеновского дерматита. В зависимости от чувствительности организма ребенка и степени передози­ровки рентгеновские дерматиты могут протекать с явлениями эритемы и отека, а также с изъязвлением облучаемого участка кожи. В таком случае возникает атрофия кожи волосистой части головы и стойкая алопеция.

    Дерматиты под воздействием химических раздражителей (щелочи^ кислоты, соли некоторых кислот, отдельные краси­тели для одежды, меха, завышенная концентрация дезинфици­рующих средств, применяемых для ванн или ванночек, например марганцовокислого калия, оксицианистой ртути и др.) у детей возникают реже, чем у взрослых.

    Наконец, простые контактные дерматиты с эритемой и пу­зырями могут возникнуть у детей в результате действия био­логических факторов, например, соприкосновения с рядом растений (северный или белый ясенец, борщевик, первоцвет, лютиковые и др.) в период сенокоса, при ходьбе утром по росе, отдыхе на луговых травах, особенно после купания.

    Очевидно, такие дерматиты обусловлены фотосенсибилизи­рующим действием хлорофилла, содержащегося в этих травах. Не исключено при этом также влияние эфирных масел и дру­гих раздражающих веществ, содержащихся в растениях. К биологическим раздражителям относится также раздражаю­щее действие некоторых гусениц и других насекомых. После ползания их на коже возникают линейного характера эрите­ма, отечность и ощущение зуда.

    Таким образом, для простого контактного дерматита ха­рактерно возникновение острого воспаления кожи на месте воздействия экзогенного раздражителя (механического, физи­ческого, химического или биологического), отсутствие сенси­билизации, повышенной чувствительности к этим раздражите­лям и поэтому сравнительно быстрое разрешение дерматита после прекращения действия раздражающего фактора.

    В отличие от простого аллергический контактный дерматит развивается на фоне повышенной чувствительности, сенсиби­лизации (как правило, моновалентной) к какому-либо наруж­но действующему веществу или препарату-аллергену, который при повторном воздействии у детей с измененной реактивно­стью организма вызывает вначале сенсибилизацию, а затем ее проявление в виде воспалительной аллергической реакции на коже.

    Развитие же воспалительной аллергической реакции на кожных покровах и слизистых оболочках в случае приема внутрь лекарств или некоторых пищевых продуктов либо при парентеральном пути введения, реже при ингаляционном, рассматривается как токсикодермия. Данное название услов­но, так как в подобных случаях речь идет скорее не о токси­ческом, а об аллергическом воздействии на организм.

    Аллергические дерматиты и токсикодермии у детей могут возникнуть прежде всего в результате применения наружно (контактный аллергический дерматит) или внутрь, паренте­рально, либо, реже, ингаляционным путем (токсикодермия или лекарственный токсико-аллергический дерматит) различ­ных лекарственных препаратов. К ним относятся:

    1. Антибиотики: пенициллин, стрептомицин, -синтомицин, левомицетин, тетрациклин, террамицин, эритромицин, ниста­тин, гризеофульфин.
    2. Сульфаниламидные препараты: альбуцид, стрептоцидная эмульсия.
    3. Производные хинина: хинозол, бийохинол, хлорохин и др.
    4. Производные формальдегида: формидрон, уротропин,формалин.
    5. Новокаин и его производные: новокаин, бенкаин.
    6. Препараты органического мышьяка: новарсенол, осарсол
    7. Препараты ртути: сулема, серая ртутная мазь, белая ртутная мазь, желтая ртутная мазь.
    8. Морфин, промедол, кодеин и др.
    9. Препараты йода.
    10. Псориазин и антипсориатикум.
    11. Аминазин.
    12. Риванол.
    13. Препараты, содержащие белок: АКЛТ, ангиотрофин (падутин).
    14. Препараты пчелиного и змеиного яда.
    15. Фенол и его производные (резорцин, салициловая кислота и др.).
    16. Вакцины, сыворотки.
    17. Антипирин, пирамидон и др.
    18. ВитаминыB1, В6, В12.
    19. Антигистаминные препараты.
    20. Кортикостероидные препараты.
    21. Косметические препараты (у девушек и девочек-подростков).

    Токсикодермии у детей могут быть обусловлены токсико- аллергическим воздействием некоторых пищевых продуктов (яйца, мед, клубника, цитрусовые, шоколад) и протекают в виде крапивницы или детской почесухи — строфулюса (см. Нейродерматозы).

    Аллергический же контактный дерматит, помимо наружного воздействия некоторых перечисленных ме­дикаментов, может быть также обусловлен действием недо­брокачественного мыла, стиральных порошков, инсектици­дов — средств, применяемых для борьбы с бытовыми или са­довыми насекомыми, а также других химических веществ: красителей для мехов и одежды, содержащих урсол или его производные, синтетических полимерных соединений, эпоксид­ных смол, бакелитового клея и других химических веществ, применяемых в быту, при строительстве жилья и т. д.

    Клиническая картина. Аллергические дерматиты характеризуются сменой тех же стадий воспаления, но обыч­но торпиднее текущих, что и при простом контактном дерма­тите. Однако, помимо этого, для аллергических дерматитов характерны обильные и рассеянные аллергические высыпания на местах, отдаленных от основных очагов поражения.

    Такая сыпь чаще состоит из папуло-везикулезных и розеолезных элементов. При выраженной аллергической реактивности, особенно у пастозных детей с экссудативным диатезом, аллерги­ческие (или аутоаллергические) высыпания могут сливаться и образовывать очаги эритемы с отеком, пузырьками и пузы­рями, эрозиями, мокнутием (чаще незначительным) вплоть до развития вторичной эритродермии. Субъективно отмечаются жжение и зуд, иногда значительный.

    При токсикодермии наблюдаются различные эффлоресценции: распространенные или генерализованные экссудативно­папулезные, розеолезные, эритематозные, пузырьковые, бул­лезные, уртикарные и реже геморрагические высыпания. Ино­гда общее состояние детей нарушается, появляются недомога­ние, слабость, озноб, повышается температура (до 37—39° и выше), исчезает аппетит.

    У детей токсикодермия, вызванная приемом различных лекарств, может протекать в виде кра­пивницы, ангионевротического отека Квинке и эксфолиативного дерматита, когда на фоне покрасневших и отечных кож­ных покровов развиваются местами эрозивные участки, а за­тем пластинчатое шелушение. Иногда высыпания пузырьков и пузырей при аллергических дерматитах и токсикодермиях появляются и на слизистых оболочках.

    Отдельные формы токсикодермии весьма напоминают по внешним проявлениям высыпания при многоформной экссудативной или узловатой эритеме, красном плоском лишае. Токсико-аллергический дер­матит, вызванный бромом и йодом, может протекать в виде угрей, вегетаций и узлов (йододерма или бромодерма), а от приема сульфаниламидных препаратов — в виде фиксирован­ных на одном и том же участке резко ограниченных экземо­подобных или эритематозных очагов буровато-красного или фиолетово-оинюшного цвета.

    Токсикодермия

    Токсикодермия

    Для постановки диагноза токсикодермии, помимо соответ­ствующей клинической картины, необходима оценка общего состояния ребенка и тщательный анамнез (у родителей ма­леньких детей и у детей старшего возраста), выясняющий связь высыпаний с приемом соответствующих лекарств или пищевых продуктов, контакт с возможными ингаляционными аллергенами.

    Лечение. Прежде всего необходимо устранить выявлен­ную причину дерматитов и токсикодермий и соблюдать в дальнейшем правила гигиенического ухода за ребенком, устраняющие загрязненность кожи и ее раздражение.

    Для лечения опрелости в начальной стадии смазывают тру­щиеся поверхности кожных складок стерильным вазелиновым, шивковым маслом или рыбьим жиром. В стадии эритемы при­меняются мази: оксикорт (пополам с мазью календула), лока- кортен, синалар с неомидином или виоформом, мицериново- преднизолоновая мазь. При мокнутада,— примочки с раство­ром фурацилина 1:5000, 1% водные растворы анилиновых красок (метиленовой сини, пиоктанина, генцианвиолета, антоциана и др.). При осложнении кандидамикозом — нистатино­вая, левориновая, декаминовая мази, водные растворы анили­новых красок.

    При озноблении применяются общеукрепляющие сред­ства, повышающие сопротивляемость организма (витамины, рыбий жир, препараты железа), субэритемные дозы ультра­фиолетовых лучей на весь кожный покров; теплые ванночки для кистей. Наружно назначаются кортикостероидные мази (гидрокортизоновая, преднизолоновая, синалар). После сти­хания островоспалительных явлений на кожу щек и кистей применяется 3—5% ихтиолово-камфарная мазь, а на трещины 2—3% протарголовая мазь с 3—5% бальзамом Шостаковско- го, 3—5% дерматоловая мазь, туширование трещин 1—2% раствором ляписа. Очень важно полноценное питание.

    При других разновидностях простого контактного дерма­тита в зависимости от стадии процесса показаны различные наружные лекарственные средства: водно-взбалтываемые взвеси в стадии эритемы и образования экссудативных папул; различные примочки (гуалярдовская, 1-—2% буровская, 1—2% борная, 0,5% пирамидоновая, 1% таниновая, 0,5% ре­зорциновая), затем мази или кремы, содержащие кортикосте­роидные гормоны. При сильном зуде назначаются антигиста- минные препараты (супрастин, диазолин, перновин, пиполь- фен и др.) в дозах, соответствующих весу и возрасту ребенка.

    В случаях аллергического контактного дерматита и токси­кодермий после устранения выявленного аллергена проводит­ся десенсибилизирующая терапия (препараты кальция, гипо­сульфит натрия, гемотерапия — ауто- или от матери; в упор­ных случаях при явлениях эритродермии или эксфолиативного дерматита — кортикостероидные препараты), антигистамин- ные средства, витамины С, А, группы В, рутин.

    В начальных стадиях токсикодермии рационально назначение мочегонных средств (диуретин, отвар медвежьих ушек и т. д.) и слаби­тельных (5% раствор Sol. Magnesii sulfurici по 1 чайной или столовой ложке 3—4 раза в день) для более быстрого выве­дения из организма медикамента-аллергена, прием которого дальнейшем категорически запрещается.

    В случае присоединения вторичной пиогенной инфекции назначаются (после пробы на переносимость) антибиотики в сочетании с десенсибилизирующими средствами. При эксфо- лиативном дерматите, кроме того, производятся инъекции гам­ма-глобулина. Наружное лечение проводится, как и при про­стом контактном дерматите, в зависимости от стадии воспали­тельного процесса. Назначается молочно-растительная диета с ограничением поваренной соли и исключением экстрактив­ных веществ (у детей старшего возраста).

    Большое значение имеет правильный уход за ребенком: смазывание сухих участков кожи кремом Унна (Lanolini, 01. Olivarum, Aq. destill, поровну), особенно после общих ванн с отваром череды, дубовой коры или с добавлением крах­мала. Постельное и нательное белье нужно часто менять. Во избежание раздражения кожных покровов простыни посыпа­ют стерильным тальком. Необходимо устранить резкие коле­бания температуры в помещении, которые могут способство­вать перегреванию или охлаждению ребенка.

    С целью профилактики дерматитов и токсикодермий сле­дует исключить повторное воздействие банальных раздражи­телей, а главное, выявленных аллергенов. Очень важно гигие­ническое содержание ребенка. У чувствительных к холоду детей зимой перед их выходом на прогулку целесообразно смазывать щеки легкоплавким питательным жиром. Детям, склонным к появлению в складках опрелостей, нужно смазы­вать кожные складки стерильным растительным маслом или рыбьим жиром, припудривая их тальком. В таких случаях особенно важно следить за чистотой белья, одеж­ды у детей и устранять раздражающее действие их складок и швов.

    Потница (miliaria s. sudamina) — заболевание, часто наблюдающееся у детей грудного и младшего возраста, осо­бенно полных, пастозных, страдающих повышенной упитан­ностью и нередко экссудативным диатезом. Развитию болез­ни способствует сильное перегревание при высокой внешней температуре или фебрильное состояние при острых инфек­ционных заболеваниях, когда быстро и сильно увеличивает­ся потоотделение.

    Проявляется потница рассеянной или сгруп­пированной сыпью из множественных узелков или пузырь­ков. В зависимости от вида высыпаний различают пот­ницу «кристаллическую» (miliaria -crystalline), красную (mi­liaria rubra), белую (miliaria alba) и желтую (miliaria flava).

    M. crystallina характеризуется внезапным высыпанием после обильного потоотделения множественных прозрачных пузырьков величиной с просяное зерно, расположенных глав­ным образом на туловище. Гиперемированный венчик по пе­риферии этих пузырьков, связанных с задержкой пота в верх­них отделах выводных канальцев потовых желез, отсутствует. Зуд и другие субъективные явления не отмечаются. При крас­ной потнице имеется множество воспалительно-красных мел­ких узелков с небольшим пузырьком или белой пустулой на верхушке, расположенных на туловище, шее и в складках кожи.

    При последней локализации детей беспокоит сильный зуд. Эти высыпания образуются в результате мацерирующего действия пота на кожу и присоединяющейся вторичной пи- ококковой инфекции (чаще стафилококковой), начальная форма которой характеризуется наличием мельчайших белых гнойных пустул на верхушке узелков (miliaria alba). Даль­нейшее развитие присоединяющейся пиодермии обусловли­вает образование внутриэпидермальных пустул желтого цве­та (miliaria flava) и является переходной стадией к форми­рованию поверхностного перипорита.

    Лечение. С целью уменьшения повышенного потоотде­ления рекомендуется внутрь беллоид или беллоспон. Наруж­но применяются протирания жидкостью Алибура, 1% борным или салициловым 40° спиртом, антисептические присыпки с тальком и 1—2% борной кислотой или 1% биомицином, неомицином, виоформом.

    При развитии пустулезных высыпаний и начальных явлений перипорита у больных красной, белой и особенно желтой разновидностью потницы целесообразно наз­начать в течение 5—8 дней тетрациклин, олететрин, сигмами- цин или рондомицин в дозах, зависящих от веса и возраста ребенка.

    Профилактика потницы сводится к устранению причин, вызывающих быстрое и выраженное потоотделение.

    Please publish modules in offcanvas position.