В гостях у Банника
Издавна баня на Руси была окружена ореолом особой таинственности. Да это и не удивительно. Баня считалась одновременно и самым чистым и самым нечистым местом. Чистым потому, что здесь, в бане, очищались тело и душа, зарождалось все новое, — недаром перед началом любого важного дела или события, будь то дальняя дорога, крестины, свадьба, большой праздник, было принято хорошо попарится в баньке.
Нечистым — потому что баня была переходным, пограничным местом, межою между миром живых и миром мертвых. В бане никогда не ставили икон. Входили в нее без молитвы, а войдя, снимали нательный крест. Вообще, посещение бани считалось опасным занятием. Верили, что по ночам в гости к домовому бани — Баннику (или Баеннику) захаживает всякая лесная нечисть. Но и днем в бане следовало соблюдать осторожность. Не кричать, не шуметь, не браниться — этого Банник особенно не любит.
Для бани годится не всякий день. Так, в понедельник девкам нельзя мыть голову — косы «вылезут» или «счастья не будет». Опасной для девичьей косы считалась и среда. Вторник — хороший, легкий день. Но наилучшими для бани считались четверг и суббота. Какою бы большою ни была семья, больше трех раз в баню не ходили, потому что «в четвертый раз лесная нечисть парится». Иногда опасным считался и «третий пар» — это время принадлежит самому Баннику, поэтому, выходя из парной, люди старались задобрить сердитого хозяина бани, оставляли ему шайку с водою, кусочек мыла и веник.
При постройке новой бани под порогом или под полком закапывали черную курицу. После этого кланялись, пятясь задом. Когда в бане впервые топили новую печь-каменку, на нее бросали соль. Идя первый раз в парную, брали с собою хлеб-соль, помывшись, благодарили Банника и оставляли ему хлеб с солью на полке. Таким образом удавалось хоть немного задобрить хозяина бани, который, по народным поверьям, отличался довольно злым нравом и, в отличие от домового, редко делал людям добро. Живет Банник за печью-каменкой или под полком. Часто воет, стонет, хохочет, кидается камнями. Неугодного ему посетителя может ошпарить кипятком, а то и «запарить» насмерть. Считалось, что самое опасное время для бани — ночь, потому что больше всего Банник не любит тех, кто парится по ночам. Таких смельчаков он душит, морит угаром.
Людям Банник показывается редко. Чаще всего он невидим. Но если уж кто увидит хозяина бани — к несчастью. Видом он страшен — черный, мохнатый, длинноволосый, с железными когтями. Поэтому лучше Банника не сердить. В баню стараться не ходить в одиночку. Помывшись, благодарили хозяина: «Спасибо тебе, Байнушко, на парной баенке!», приглашали его в гости, всяческих благ желали и самой бане: «Тебе, баня, на стоянье, а нам на здоровье». Хорошему, доброму человеку, знающему, как умилостивить банного духа, Банник мог и помощь оказать и даже выручить из беды. Впрочем, такое случалось довольно редко. Еще рассказывали, что есть у Банника две чудесные вещи — шапка-невидимка и неразменный целковый. Волшебную шапку можно было заполучить лишь раз в году. Для этого нужно пойти в баню в ночь на Пасху, положить в левый сапог нательный крест и нож, а самому сесть лицом к стене и все проклясть. Тогда из-под полка выскочит Банник с шапкой-невидимкой в руках. Дальнейшие действия не описываются.
Смелый человек мог добыть у Банника и неразменный(или «беспереводный») целковый. Для этого следовало поймать черную кошку, спеленать ее и ровно в полночь бросить в баню, приговаривая: «На тебе ребенка, дай мне беспереводный целковый». Получив целковый, нужно было немедленно выбежать из бани, трижды осенить себя крестом, а для пущей верности три раза очертить себя кругом (опять же при помощи креста). Но такие смельчаки встречались нечасто. Ведь с баней было связано множество недобрых примет. Услышать в бане шум, топот, завывание — к беде. Увидев себя во сне в грязной, нетопленой бане — к болезни, а то и смерти (правда, хорошо протопленная баня с чистой водою в кадушке, наоборот, предвещала хорошее). Только самый последний человек решался строить дом на месте прежней бани. Считалось, что на такую избу обрушатся всякие напасти — мыши сгрызают все, что смогут, одолеют клопы, но что хуже всего, старый Банник передушит весь скот, тоскуя о прежней бане.
Самыми опасными считались именно такие бездомные Банники. Они часто становились оборотнями. Причем такой Банник мог обернуться как зверем (кошкой, собакой, зайцем), так и человеком (прохожим, знакомым, близким или дальним родственником). И вот тут жертве оборотня могла помочь только смекалка. Обычно в облике оборотня что-то да не так. То ли глаза блестят странно, то ли ногти длинноваты. И заяц на зайца не похож, и знакомый какой-то «не такой». В знаменитом романе Михаила Булгакова наблюдательный Мастер сразу «раскусил» кота Бегемота: «Мне кажется почему-то, что вы. не очень-то кот». Если человеку везло и он успевал опознать оборотня до того, как очутился в его железных лапах, ему следовало во что бы то ни стало успеть захлопнуть двери дома перед носом преследователя. Если же оборотню-Баннику удавалось заманить человека в баню, спастись от него можно было только пятясь задом. В противном случае даже дверь бани не откроется.
Особенно опасным местом баня считалась для женщин. Поэтому редкая девушка или женщина отваживалась входить в баню одна без замирания сердца. Исключение составляли гадалки и колдуньи. Но, раз уж речь зашла о женщинах, стоит вспомнить еще одну обитательницу бани — Обдериху. О характере этой банной барышни можно судить по ее имени. Обдерихе ничего не стоит ошпарить человека, «ободрать кожу», — хотя чаще всего, в отличие от Банника, она была довольно добродушной. Если Обдериху задобрить (а для этого порою достаточно доброго слова), Обдериха может даже выручить из беды. Больше всего Банник с Обде- рихой не любят, когда произносят молитвы. Но если хотят помочь человеку спастись от лесной нечисти, то сами подсказывают молитву. В этом случае пропадают и лесные гости, и сам хозяин бани. Правда, в отличие от лесных духов, Банник креста не очень-то и боится, равно как и молитвы. С хозяином бани может справиться только знающий человек, знахарь. Но и он должен не забывать о хитрости и коварстве банного духа.
Древние славянские банные ритуалы
На Руси баня, помимо бытового, имела и ритуальное значение. С незапамятных времен принято было топить баню для умерших предков — обычно их приглашали помыться и попариться в особые дни перед большими праздниками. Особое значение имело ритуальное мытье в бане накануне свадьбы. После свадьбы также положено было париться в бане. Со всею строгостью, согласно древним верованиям и традициям, обставлялись и роды. Ведь именно в бане женщины рожали детей, здесь же они оставались на несколько дней после родов, пока сами считались «нечистыми» (современные медики шутят, что по своим антисептическим свойствам воздух в парной не уступает хорошо оборудованной операционной).
В бане стригли волосы, ногти. Их ни в коем случае не выбрасывали — ведь ими мог воспользоваться колдун. Существовал особый ритуал сожжения волос. Ногти или тоже сжигали, или собирали в специальный холщовый мешочек. Грязную воду нельзя было выплескивать себе под ноги, особенно под вечер: случайно вступишь — заболеешь.
Были и особые ритуальные дни, в которые было положено париться в бане: после празднования Масленицы, в Чистый четверг, накануне Ивана Купа- лы (в день Аграфены Купальницы — 23 июня, 6 июля). На Аграфену Купальницу собирали травы и коренья, заготавливали веники на весь год. Считалось, что травы, собранные в это время, обладают особой целебной силой. Пол бани и полок устилали собранными травами и цветами, а парились особыми вениками из ивы, рябины,калины, черемухи, березы, ольхи, липы, смородины, связанными с целебными травами. Каждая трава имела свою силу, свое качество и передавала эти качества человеку.
Произносили в бане и всевозможные заговоры, чаще всего с лечебной целью, как, например, приведенный ниже сибирский заговор от всех болезней:
«Батюшка ты, Царь-Огонь, всем ты царям царь, всем ты огням огонь. Будь Ты кроток, будь ты милостив! Как ты жарок-пылок, обжигаешь, палишь в чистом поле травы и муравы, чащи и трущобы, у сырого дуба подземельные коренья... Тако же я молюся и корюся тебе-ка, батюшко, Царь-Огонь, — жги и спали с раба божия (такого-то) вся- ки скорби и болезни, страхи и переполохи...»
Произносить этот заговор следовало в бане на горячие угли.
Часто в бане колдовали. Например, чтобы приворожить любимого. Для этого было достаточно выдернуть из веника прутик, положить под порог, дождаться, когда суженый переступит этот порог, а уж затем бежать в баню. Там следовало пристроить прутик куда-нибудь повыше, где пожарче. Чем больше будет сохнуть прутик, тем сильнее станет сохнуть по девушке любимый.
Конечно, такими нехитрыми действиями банное колдовство не исчерпывается. Мы же перейдем к теме особой, почти нигде не описанной, — знахарскому банному ритуалу. Существовало несколько типов знахарских бань. Первый тип — для поддержания жизни и здоровья. В этом случае в веники для бани вплетались специальные целебные травы, дарующие успех, здоровье и процветание. Пили заговоренные настои и отвары, полок тоже устилался соответствующими случаю ветками, цветами и травами. Второй тип бань — против тяжелых болезней и смерти. Остановимся на них подробнее.
Девять кругов знахарских бань
Описываемый здесь древний банный ритуал чудом дошел до наших дней. Он применялся довольно редко, в основном в двух случаях: когда человеку угрожала смерть от тяжелой болезни или же для посвящения в знахари, целители, то есть для перехода человека в более высокое состояние сознания. Считалось, что лица смерти и болезней очень похожи. Чтобы одолеть смерть, нужно было победить 9 ее причин, пройти 9 барьеров, которые она ставит на пути: 1. Страх, порождаемый неведением и глупостью. 2. Хитрость, связанная с отсутствием мудрости. 3. Безнадежность, порождаемая неверием. 4. Сопротивление, вызванное чрезмерной самоуверенностью, нетерпеливостью. 5. Мужество, в отсутствие мудрости тоже часто ведущее к смерти. 6. Любопытство (в основном излишнее). 7. Ясность мыслей, но еще не ясность сознания. 8. Знание, которое само по себе таит в себе большую опасность. 9. Бездействие,, приравнивающееся к старости.
Древние знахари знали, что никакая болезнь не может свалить человека до тех пор, пока сильна его воля. Страх больного способен парализовать его волю, свести на нет все усилия целителя. Хитрость — это то, что отвлекает страждущего от истинного пути исцеления. Хитрость часто связана с леностью, и та и другая ищут легких дорог. Но путь к настоящему здоровью (пониманию, знанию) всегда труден, поэтому так важно не перехитрить самого себя, иначе возможна подмена ценностей. Третья причина смерти — безнадежность. Если больной сам не верит в свое исцеление, лекарю здесь делать нечего. Знахари считают, что, преодолев первые три барьера смерти, больной неминуемо пойдет на поправку. И вот тут его подстерегают нетерпеливость и излишняя самоуверенность, и чаще всего это выражается в сопротивлении новому знанию, которое необходимо для окончательного исцеления.
А вот дальше идут высшие ступени, предназначенные, в основном, для посвящения в целители. Человеку, ищущему знания, порою может помешать даже такое положительное качество, как мужество. Особенно если мужество не соединяется с предусмотрительностью и осторожностью. Излишнее любопытство тоже могло напрямую привести к смерти. Человек, ищущий тайное знание, должен понимать, что следует видеть и знать, а что до поры до времени должно оставаться под покровом тайны. Ясность мыслей появляется у человека на еще более высокой ступени — очень серьезная ловушка, как, впрочем, и знание. Его представления о мире становятся все яснее, все отчетливее, и тут важно вовремя понять, что мир и наши мысли о нем — это не совсем одно и то же.
Мир неизмеримо больше любых мыслей о нем. И порою правильно воспитанные чувства и ощущения могут сказать о мире намного больше, чем самые умные мысли. Что же касается знания, то будущему целителю следовало понять, что знание и умение — это не одно и то же. А неиспользованное, мертвое знание способно жестоко отомстить своему хранителю. Нельзя открывать тайное, сакральное знание неподготовленному человеку... Если удавалось со всем этим справиться, открывалось лицо последней причины под именем бездействия, или старости. Подойдя вплотную к истине, все познав, всему научившись, очень опасно почувствовать вдруг глубокую усталость. Такая усталость и впрямь сродни старости. Поняв, насколько суетна жизнь, сколько ненужных действий мы совершаем, очень сложно не впасть в болезнь мудрости-бездействия.
Человек, дошедший до этого этапа, уже умеет действовать, не пошевелив и пальцем, и наоборот, бездействовать, когда все будут уверены в обратном. Важно отличить одну ситуацию, в которой следует бездействовать, от другой, из которой лучший выход — действие. Тот, кто научится этому, сумеет преодолеть девятый барьер смерти. Ритуал по преодолению девяти барьеров смерти проводятся в «знахарском храме» — бане.
Знахарская баня строилась обычно на берегу озера (обычная деревенская баня для этой цели не годилась). В ней было 3 помещения: предбанник; помещение для мытья; парилка.
В предбаннике хранились целебные травы, напитки, дрова для печи, всевозможные травы для намыливания: мыльнянка, ягоды бузины, конский каштан, зорька белая, вороний глаз. Некоторые из этих трав ядовиты, поэтому следовало следить за тем, чтобы пена не оставалась на коже слишком долго и не попадала в глаза и на открытые раны. Обычным мылом в знахарском банном ритуале не пользовались. Здесь же, в предбаннике, держали и веники. Они составлялись из трех видов растений — полевой травы, водных растений и веток дерева.
При этом знахарь помнил, что водные растения, взятые в реке, дают стремительность, болотные обладают сдерживающей энергией, стабильностью, ну а озерные способны принести равновесие. Все растения собирались вдали от кладбищ и людных мест, каждое в свой срок. Перед тем как сорвать нужное растение, нужно было попросить у него прощения и прочесть соответствующий заговор.
Например, при срывании крапивы читался следующий заговор: «Смерть седая три дома обошла, никого не нашла, пусть не найдет брата моего, сестру мою (и т. д.), дай силы сделать то, что я задумал». Произносить заговор следовало негромко, но с внутренней силой, идущей из глубины сердца. Сорвав растение, следовало поблагодарить его. Каждое растение требует своего подхода. Например, чтобы сорвать стрелолист, нужно пригубить воды из реки и тихо произнести заговор, ни о чем при этом не думая — стрелолист может испугаться мыслей человека.
В помещении для мытья перед началом лечения (или посвящения) ставились три свечи, приготовленные из воска и измельченных в порошок целебных трав. Делали их так: к растопленному свежему воску подмешивали необходимый травяной порошок и заливали его в свечные формы с предварительно пропущенным пеньковым (или конопляным) фитилем. Здесь же ставили дубовые бочки с холодной и горячей водой. Дубовая бочка добавляла силы — ее и использовали в ритуалах, связанных с накоплением силы. Если же нужно было снять с человека порчу, то пользовались бочками из тополя или ивы. Рядом с бочками ставили тазы, кадушки, шайки.
В парилке располагалась печь-каменка и трехъярусный полок. Все помещение обшивалось пихтовыми досками или какой-либо другой хвойной древесиной, но без смоляных «карманов». Для каменки использовались не обычные камни, а крупная галька — речная, морская, озерная. Считалось, что лучше всего брать гальку из 9 разных мест. При этом учитывался характер воды, например реки: она может быть быстрой, спокойной, глубокой, мелкой, равнинной, горной и т. д.
Для излечения от опасной болезни знахарь мог ограничиться несколькими «кругами», в основном первыми тремя. Для посвящения в целители нужно было пройти все девять кругов, каждый из которых избавлял человека от одного из видов смерти. В каждом круге использовались свои травы, деревья, атрибуты. Сделать это было непросто. Нужно было знать, когда заготовить траву для отвара, когда — для наполнителя к свечам. На прохождение всех девяти кругов мог уйти не один месяц, а то и не один год.
Круг первый
Растения для веника: орешник, стрелолист, череда трехраздельная (череду можно заменить крапивой).
Основная область воздействия: ноги. Болезни первого круга — страх, глупость, неведение.
Проведение ритуала: 6 апреля у восточного окна дома (или у восточной стены) ставят вазу с ветвями орешника, травой череды (или крапивы) и стрелолистом. Перед вазой нужно зажечь три свечи, мысленно обратившись к духам этих растений с просьбой помочь в важном деле. И ветви орешника, и череда, и стрелолист заготавливаются еще с лета и сохраняются в сухом виде. Если не успели запастись ветвями орешника, срезать их в апреле нельзя нив коем случае. После того как свечи догорят, от каждого растения берут по небольшой веточке. Порошок из них пойдет на приготовление травяных свечей. Оставшиеся ветки и травы связывают в веник.
В этот день все участники банного ритуала должны голодать. Обычно это два человека — знахарь и «большой» (или посвящаемый в целители). На шею второму из них вешали перо аиста (аист считался символом 1-го круга). За несколько дней до проведения процедуры перо помещают в парилке в углу над печью.
Пол и полок устилают ветками орешника. Во втором помещении (там, где бочки с водой) ставят три травяные свечи: одна с листьями и измельченной корой орешника, вторая с чередой, третья со стрелолистом.
Затем готовят отвар для парной: в кипящую воду бросают траву и цветы бессмертника, немного спустя добавляют листья орешника, кипятят 5-7 минут, после чего настаивают в глиняной или серебряной посуде (на 1 литр воды — 3 столовые ложки бессмертника и 5 столовых ложек орешника). Для поддачи на камни 1 стакан отвара разводят в 3 литрах воды.
Печь топят березовыми дровами, добавляя немного дубовых веток и веток орешника. Когда баня истопится, самое время подготовить веник. Для этого его нужно на 5-7 минут окунуть в горячую воду (дольше нельзя, потому что иначе вся сила растений уйдет в воду). Вода, в которой распаривали веник, может быть использована для поддавания на камни: сначала две шайки воды, затем одна — отвар из бессмертника и орешника.
Способ парения: начинают парить с положения лежа на животе. Тот, кто парит, хлещет лежащего веником от головы до пят и обратно в очень быстром темпе. Тчк повторяюттри раза. Затем мягко нагоняют веником пар к голове и, крепко прижав веник, проводят через все тело к пяткам три раза. Дальше делать так: взмахнуть веником, нагнав пар к пояснице, прижать веник в пояснице, провести от поясницы к пяткам (и тактри раза). При этом очень хорошо прийтись по всем ногам. Еще раз провести веником от головы до пят, перевернуть лежащего на спину. Повторить все в том же порядке, очень осторожно работая веником в области лица.
Знахари считали, что вначале в тело человека входит череда и изгоняет все «нечистое». Затем стрелолист, вычищающий все, что не успела захватить череда. После них действует орешник, очищающий дух. Причем сила череды — сила ветра, она действует через обоняние, стрелолистже (сила воды) работает через осязание. Сила трав сливается с разрушающей силой банного жара и созидающим действием пара и воды.
Закрепляют воздействие проведенных процедур напитком из орешника. Готовится он так: ядра лесных орехов толкут в деревянной или керамической ступке, заливают родниковой водой, настаивают до появления белого слоя на поверхности воды, слой удаляют, кипятят, остужают до 50 °С, добавляют мед, фильтруют. Полученный орешниковый напиток пьют после парной.
Основное растение этого круга — орешнику славян издавна считался священным деревом. Верили, что в лещину не бьет молния, и прятались под нею в грозу. Орешник считался хорошим оберегом от нечистой силы. Колыбель ребенка издавна обходили с зажженной веткой орешника — против порчи. А еще на Руси верили, что орех-двойняшка (сдвоенный орех под одной скорлупкой) приносит счастье и богатство, его носили в кошельках, чтобы не переводились деньги, и на шее — чтобы избежать несчастий и тяжелых болезней.
После бани листья, устилавшие полок, а также веник нужно высушить и сжечь.
Круг второй
Растения для веника: хвощ, осока, вяз (или тополь).
Основная область воздействия: спина. Болезни второго круга — хитрость, лень.
Проведение банного ритуала: 8 октября у восточного окна или стены ставят вазу с веточками тополя или вяза,
травою осоки и хвоща. Как и в первом круге, зажигают 3 свечи из чистого воска. Следует мысленно попросить помощи этих растений; когда свечи догорят, из вяза, хвоща и осоки связывают веник и готовят свечи для бани (таким же образом, как и в первом круге).
За три дня до проведения второго круга готовят следующий настой для питья в парной: смородиновые листья залить кипящей родниковой водой, остудить, добавить тополиного пуха, настоять три дня, процедить. Пить после парилки в охлажденном виде.
В день проведения второго круга на себе носят холщовый мешочек с клоком шерсти лося или фигуркой лося, изготовленной из вяза (тополя).
Пока топится баня, готовят такой настой: в кипящую воду бросают листья смородины, затем листья или почки тополя. Кипятят 2-3 минуты, затем настаивают. В это же время подготавливают веник (ненадолго замачивают в воде).
Печь лучше всего топить березовыми дровами с добавлением тополиных или вязовых поленьев. Полок в парной устилают листьями вяза или тополя. Во втором помещении зажигают 3 свечи (с вязом, хвощом и осокой). Хорошо прогреваются в парной, при этом в печь плещут 3 раза воду (в которой запаривался веник), 3 раза — настой смородины и тополиных почек.
Процедура парения. Вначале парят с веником спину. Медленными, средней силы ударами проходят по спине от поясницы до головы и обратно три раза. Затем разгоняют веником пар вдоль тела — от поясницы к пяткам и от поясницы до головы и обратно три раза. После чего быстрыми, но слабыми ударами (кончиком веника) проходятся от пяток до головы. Затем наносят 10 размашистых ударов по спине и, прижав веник к телу, проводят им от головы до пят. После этого переворачивают парящегося на спину и производят все описанные выше действия, исключая последние 10 ударов.
Выйдя из парной, натираются настоем тополя. После чего следует окунуться сначала в горячую, потом в холодную воду и закрепить воздействие процедуры выпиванием заранее приготовленного настоя тополиного пуха со смородиной.
Листья, устилавшие полок, а также веник нужно обязательно высушить и сжечь.
Считалось, что во время прохождения второго круга на человека вначале действует хвощ (особенно на область живота), затем в его тело входит через обоняние осока (стихия ветра) и только потом — вяз или тополь. Хвощ приводит в норму обменные, пищеварительные процессы, восстанавливает первозданную силу человека. Разговаривать с этими растениями нужно по-разному. Срывая хвощ, следует говорить шепотом; срезая осоку, можно не только громко говорить, но и распевать во весь голос, а вот вязу нужно тихонько бормотать.
Свечи с порошком хвоща, осоки и вяза зажигают не одновременно, как во время прохождения 1 -го круга, а по очереди. Сначала — с хвощом, затем с осокой, а уж последней — с вязом.
Перед тем как сжечь веник и листья с полков, нужно поблагодарить деревья за их ветви. Знахари считали, что каждый из девяти кругов не только избавляет от бессилия и болезней,но и отпугивает Лихо (по представлениям славян, Лихо — худая одноглазая женщина, которая садится на плечи своей жертвы, — с тех пор на человека начинают сыпаться болезни и несчастья). Пройдя первый круг, человек обретает способность действовать, противостоять болезни или тяжелой ситуации. Пройдя второй круг, он учится выбирать средства и начинает понимать, что действительно принесет ему исцеление и пользу, а что будет лишь потакать его вредным привычкам и пристрастиям. Человек учится быть честным с самим собою, а значит — и с другими людьми.
Круг третий
Растения для веника: полынь, рогоз, рябина.
Основная область воздействия: шея. Болезни третьего круга: безнадежность, неверие в свои силы.
Проведение ритуала: 3 ноября у восточного окна или стены ставят вазу с ветками рябины, рогозом и полынью. Зажигают восковые свечи, как и в первых двух кругах. Затем готовят веник и травяные свечи для бани.
Печь топят березовыми дровами с добавлением небольшого количества сухих рябиновых веток. Пока топится баня, нужно носить на себе холщовый мешочек с клоком шерсти дикого кабана или фигуркой кабана, изготовленной из рябинового дерева. Затем следует приготовить настой для парной: в кипящую воду бросают сначала землянику (лист), затем листья рябины. Кипятят 3- 5 минут, настаивают. Используют для поддавания на камни.
Кроме этого готовят рябиновый напиток: отваривают рябиновые ягоды, отжимают, смешивают с отваром, когда остынет, добавляют немного меда.
Когда баня готова, в помещении для мытья зажигают первую травяную свечу— из полыни. Когда она почти догорит— ставят свечу с рогозом, и последней — рябиновую свечу. Полок в парилке устилают листьями рябины. Холщовый мешочек с фигуркой или шерстью дикого кабана вешают над печью в парной.
Хорошо прогреваются в парилке, поддавая в печь две шайки воды и одну — с настоем рябины с земляникой.
Способ парения: парить начинают со спины. Вначале трижды проходятся легкими ударами веника от шеи к пяткам и назад. Затем чередуютудар веником с нагоном пара (1 раз) от пяток до поясницы и от шеи к пояснице. Особое внимание уделяют позвоночнику, проходятся по шейным позвонкам, после чего наносят удары веником поперек тела вперед- назад от шеи до пяток (3 раза). Нагоняя пар, снова проводят веником от шеи до пяток, переворачивают парящегося на спину и повторяют все сначала.
Выйдя из парной, следует окунуться вхолодную воду. Продолжительность холодной процедуры — не более минуты. Затем моются, вместо мыла используя мыльнянку, обмываются настоем на рябиновой коре. Закрепляют эффект, выпивая напиток из рябиновых ягод. Использованные листья и веник высушивают и сжигают.
Знахари срывали растения третьего круга следующим образом: рогоз, поливая его сложенными «лодочкой» ладонями; рябину, обращаясь к ней голосом, подражающим шелесту травы.
Довольно часто в настой для парной добавляли немного растительного масла. На третьем круге важно, чтобы камни были взяты из разных мест: первый — речной, второй — болотный, третий —• озерный, четвертый — с дикого поля, пятый — с поля домашнего, окультуренного, шестой — с лесной поляны, седьмой — из хвойного леса, восьмой — из лиственного, девятый — из смешанного леса. Важный момент: работая с рябиной, старались проявлять особую осторожность. Это дерево легко обидеть. В народе верили, что срубить рябиновое дерево — накликать на себя болезнь или смерть. Не трогали рябину и потому, что часто знахари «переносили» болезнь с человека на рябину. С другой стороны, рябину использовали для защиты новобрачных: в карманы прятали ягоды, в обувь подстилали листья.
Прошедшие третий круг знахарской бани избавлял ись от чувства безнадежности, начинали верить в собственное предназначение. Больным это давало силы для исцеления и понимание: по-настоящему помочь себе может только сам человек, знахарь лишь направляет его, помогает разбудить присутствующую в каждом из нас способность к самоисцелению.
Примечание: после бани с рябиновым веником у парящегося появлялось ощущение особой свежести, бодрости. Обычно такую баню не принимали перед сном, или наоборот, парились в ней, если нужно было провести ночь без сна.
Круг четвертый
Растения для веника: приятное растение (укроп, мята, чабрец), кубышка (желтая водяная лилия), клен.
Основная область воздействия: живот. Болезни круга — самоуверенность, нетерпеливость.
Проведение ритуала: 8 января перед началом процедуры перед вазой с ветками клена, кубышкой, пряным растением ставят свечи. Затем готовят веники и травяные свечи из воска и порошка кубышки, пряного растения и коры и листьев клена.
За три дня до проведения ритуала готовят напиток: берут родниковую воду или кленовый сок (заготовленный заранее), опускают туда молодые кленовые ветки и листья, настаивают три дня.
Полок в парной устилают ветками клена.
Пока топится баня, готовят отвар для парной: в кипящую воду вначале бросают шиповник, затем листья клена. Разогреваются в бане, поддавая в печь две шайки с водой и одну — с отваром из шиповника и клена.
Способ парения: начинают парить с живота. Сначала проводят веником от лица к животу и от стоп к животу 3 раза. Затем, без перерыва, от лица до самых стоп — тоже 3 раза. После этого десять раз ударяют по груди, чередуя довольно сильные удары с нагоном пара. Затем парящегося переворачивают на живот и повторяют все сначала, но уже со стороны спины, исключая десять ударов.
После парной натирают тело заранее приготовленным кленовым настоем (можно с шиповником), затем окунаются сначала в горячую воду, а потом в холодную. Выпивают кленовый напиток. Как и в предыдущих случаях, веник и листья с полка высушивают и сжигают.
Знахари считали, что клен действует на живот, пряности — на вкус, рот (стихия огня), кубышка — на зрение, глаза. Кубышку следовало срывать очень спокойно, пряное растение — оченьтихо, клен — разговаривая с ним обычным голосом.
Основное растение четвертого круга знахарских бань — клен. Славяне считали его деревом терпения. Он помогает приобрести упорство, избавиться от излишней поспешности, нетерпеливости. Это очень важно для посвящаемого в целители. Больной, пройдя этот круг, учится упорству в достижении поставленной цели. (Клен, согласно преданиям восточных и западных славян, — это дерево, в которое превращен («заклят») человек. По этой причине им редко пользовались. Только знахарю было позволено общаться с этим деревом, лечить с его помощью больных и выявлять неизлечимых.)
Круг пятый
Растения для веника: полынь, ольха, ясень.
Основная область воздействия: поясница, плечи. Болезни: излишнее мужество, самоуверенность.
Проведение ритуала: 30 марта зажигают свечи для растений пятого круга — полыни, ольхи и ясеня. Приготавливают веник из этих растений и травяные свечи (с травою полыни, истертыми в порошок сережками ольхи и измельченными корой и листьями ясеня).
За три дня до проведения ритуала готовят напиток: в родниковой воде на три дня замачивают листья ясеня, добавляют мед, охлаждают льдом. Осторожно: ясень относится к ядовитым растениям. В день проведения ритуала пятого круга на теле в холщовом мешочке носят шерсть бурого медведя или вырезанную из ясеня фигурку медведя.
Пока топится баня, готовят отвар для парной: в кипящую воду бросают хвою, затем ветки ясеня.
Полок в парной устилают ветками ясеня, над печью вешают холщовый мешочек с фигуркой или шерстью медведя. В помещении для мытья ставят травяные свечи. Сначала разогреваются в парной (без веника). На камни плещут отвар или настой для парной (2 шайки с водой, третья с отваром). Затем приступают к процедуре парения с веником.
Способ парения: начинают парить со спины. Укладывают парящегося на живот. Распаренный веник прижимают к пояснице и держат некоторое время. После этого быстро скользят веником от шеи до пяток. Затем следует десять ударов по пояснице, после чего снова проводят веником от шеи до пят, как бы протирая им тело. Затем парящегося переворачивают на спину и все повторяют, за исключением десяти ударов.
После парной тело натирают настоем ясеня. Затем окунаются сначала в горячую, потом в холодную воду. Пьют заранее приготовленный напиток из листьев ясеня с медом. Веник и ветки с полка, как и в предыдущих случаях, высушивают и сжигают.
Считалось, что полынь — это трава смерти и действует она благотворно на кости (опорно-двигательную систему). В данном случае имеется в виду полынь черная. Полынь белая, наоборот, растение жизни. Ольха благотворно воздействовала на кровь, вены (энергия реки). Ясень — на поясницу, плечи. Ясень (основное растение этого круга) считался у славян хранителем здоровья, богатства, силы. Это очень благоразумное и осторожное дерево — оно никогда не верит ранним оттепелям и не торопится распускать весной почки. Это свое свойство дерево передавало человеку во время проведения банного ритуала пятого круга. Пятый круг учит разумной осторожности: нужно полагаться на свои силы, но знать, что они не беспредельны. Это помогает определить, когда рассчитывать только на себя, а когда и прибегнуть к чьей-то помощи.
Круг шестой
Растения для веника: лук, тростник, ветки сосны.
На полок стелят ветви вербы; в отличие от предыдущих кругов, основное растение шестого круга — верба — не входит в веник.
Основная область воздействия: зона таза, крестец. Болезнь шестого круга — любопытство.
Проведение ритуала: в день прилета первых перелетных птиц зажигают свечи для растений шестого круга. При- готавливаюттравяные свечи и веник для парения. За 19 дней до проведения ритуала нужно взять родниковую воду и замочить в ней тонкие веточки вербы. На восемнадцатый день настой кипятят, добавляют немного зверобоя, нагревают еще около пяти минут, снимают с огня, добавляют немного можжевеловых ягод, еще один день настаивают. Перед употреблением охлаждают.
В день проведения шестого круга готовят отвар для парной по следующему рецепту: в кипящую воду бросают зверобой, затем зеленые шишки сосны и ветки вербы.
Топят печь. Когда баня истопится, в помещении для мытья зажигают травяные свечи. Полок, как уже было сказано, устилают ветками вербы. Хорошо прогреваются в парной, поддавая на камни сначала воду (2 шайки), потом отвар.
Способ парения: вначале парят веником грудную клетку. Для этого укладывают парящегося на полок лицом вверх, распаренный веник прикладывают к области сердца и так держат некоторое время. После этого десятью ударами средней силы проходят от шеи к стопам. Затем прикладывают веник к лицу (очень осторожно), держат какое-то время, после чего десятью хлесткими ударами проходятся вдоль всего тела от головы до ног. Веник снова прижимают к области сердца, вновь проходятся по всему телу десятью ударами средней силы. Переворачивают парящегося на живот и все повторяют снова.
Выйдя из парной, моются с мыльнянкой (или другими мыльными растениями), все тело натирают настоем вербы. Затем окунаются сначала в холодную, потом в горячую воду. Пьют заранее приготовленный напиток из вербы, зверобоя и можжевеловых ягод. После бани ветки и листья вербы, а также веник высушивают и сжигают.
Считалось, что лук и сосна воздействуют на душу человека, тростник — на его разум. Верба, основное растение этого круга, дает человеку здоровье, жизненную силу, быстрый рост, удачное потомство. Причем защитной силой обладала именно молодая верба (старая зачастую считалась прибежищем чертей, на старую вербу знахари часто «отсылали» болезни). Кстати, отвар из вербы (особенно с можжевельником) на Руси издавна применяли при болезнях желудка, горла, при лихорадке; вербными примочками лечили ушибы и опухоли.
Баня шестого круга избавляла человека от излишнего любопытства и связанной с ним неосторожности, вносила покой и умиротворение в его жизнь.
Круг седьмой
Растения для веника: чеснок, кувшинка белая, липа.
Главное растение седьмого круга тоже не входит в веник — это яблоня.
Основная область воздействия: грудная клетка. Болезни — неясность сознания.
Проведение ритуала: 4 июля перед кувшинкой, липой и стеблями чеснока ставили свечи. После этого готовили веник и травяные свечи (с измельченным порошком из чеснока, цветков кувшинки, коры, листьев и цветов липы).
Вдень проведения ритуала готовят отвар для парной: в кипящую воду бросают сначала чернику (ягоды), затем цветы липы и ветку яблони. Затем готовят яблочный напиток: в кипящую воду бросаютлистья яблони, через минуту их вынимают, отжимают в отвар, туда же бросают нарезанные яблоки, примерно через десять минут яблоки вынимают, напиток охлаждают.
Полок в парной устилают свежими листьями яблони. Хорошо прогреваются в парилке, поддавая на камни сначала воду, потом отвар (липа, черника, яблоня).
Способ парения: укладывают парящегося на полок животом вниз.
Распаренный веник прижимаюту области грудной клетки (со стороны спины), затем следует десять быстрых ударов по всему телу. Так повторяют 3 раза, после чего проходятся веником от поясницы до пяток, затем от поясницы до шеи. Поднимают веник вверх, встряхивают, затем прижимают к шее. Точно так же обрабатывают грудную клетку, поясницу и т. д. (от шеи к пяткам).
После парной моются с мыльнянкой или другими мыльными растениями, натираются настоем на яблочных почках, Для закрепления эффекта пьют яблочный напиток.
После бани веник и листья высушивают и сжигают.
Считалось, что чеснок воздействует на рот и язык, его стихия — огонь. Кувшинка отвечает за духовность, также благотворно действует на ноги; липа, выбравшая себе энергию солнца, действовала на зрение.
Седьмой круг — один из высших кругов банного ритуала. После его прохождения человек учится видеть вещи в их истинном свете.
Круг восьмой
Растения для веника: василек, камыш, береза.
Основная область воздействия: шея, затылок. Болезни круга — идеализация знания.
Проведение ритуала: 8 мая зажигают свечи перед растениями восьмого круга — васильками, камышом и березой. Приготавливается веник из этих растений; из травы и цветков василька (заготовленных прошлым летом), камыша и коры березы готовят порошки для травяных свечей.
За три дня до проведения восьмого круга ритуала берут родниковую воду, замачивают в ней почки березы, настаивают в теплом месте. На третий день охлаждают. Это напиток восьмого круга. В день проведения ритуала на теле в холщовом мешочке носят змеиную кожу или вырезанную из березы фигурку змеи.
Полок в парной устилают березовыми листьями. Пока топится баня, готовят отвар для парной: в кипящую воду бросают сначала васильки, затем березовые листья.
В помещении для мытья зажигают травяные свечи, холщовый мешочек со змеиной кожей или фигуркой змеи вешают над печью в парной, хорошо прогреваются, поддавая на камни сначала водой, затем отваром.
Способ парения: начинают парить со спины. Вначале наносят удары веником от пяток до головы так, словно катят по спине колесо, повторяюттрижды. Затем прикладывают веник к затылку, держат какое-то время, после чего следует десять легких ударов по всему телу. Снова прижимают веник к затылку. Снова проходятся быстрыми десятью ударами по всему телу. Переворачивают парящегося на спину и повторяют весь цикл.
После парной натирают все тело настоем березы, окунаются сначала в горячую, затем в холодную воду. Пьют напиток из березовых почек.
Использованные веник, ветки и листья высушивают и сжигают.
Считалось, что василек воздействует на область рук, береза — на зону головы, камыш — на кожу, волосы, осязание.
Главное растение этого круга — береза, одно из самых почитаемых у славян деревьев. Правда, отношение к ней зачастую было двойственным. С одной стороны, береза приносила здоровье, добро, с другой — могла оказывать вредоносное действие, так как в ней, согласно верованиям древних славян, могла поселиться душа умершего человека. Зато ветви березы, использованные в различных ритуалах и обрядах, считались в народной магии надежным оберегом. Знахари часто «передавали» растущей молодой березе детские болезни, выливая под нее воду, в которой купали больного ребенка. О целебных свойствах березы уже рассказывалось в предыдущих главах.
Баня этого круга исцеляла в человеке излишнюю зацикленность на знании, то, что сейчас называют «комплекс личной значимости», учила отличать знание истинное отложного.
Круг девятый
Растения для веника: ромашка, ива, дуб.
Основная область воздействия: руки. Болезнь круга — старость.
Проведение ритуала: 17 сентября зажигают свечи растениям девятого круга, готовят веник и травяные свечи с порошком из цветов ромашки, листьев и коры ивы и дуба.
За три дня до проведения ритуала готовят напиток девятого круга: замачивают в родниковой воде разрезанные желуди, настаивают три дня, дважды в день меняя воду. Затем в свежую родниковую воду бросают листья дуба, доводят до кипения, кипятят 1 минуту, вынимаютлистья, бросают отмоченные в течение 3 дней желуди, нагревают еще 3-5 минут, после чего снимаютсогня, процеживают, охлаждают.
В день проведения заключительного круга ритуала носят на теле холщовый мешочек с волчьей шерстью или фигуркой волка, вырезанной из дуба. Пока топится баня, готовят отвар для парилки: в кипящую воду бросают сначала желуди, затем малину. Во втором помещении зажигают травяные свечи, в парной вешают над печью холщовый мешочек с волчьей шерстью или фигуркой волка.
Полок в парной устилают ветками дуба.
Хорошо разогреваются в парной, не забывая поддавать на камни сначала водой, затем отваром.
Способ парения: парящегося укладывают на полок спиной вверх. Сначала трижды проходятся сильными ударами от головы до пят. Затем следуют медленные, «тягучие» удары от пяток до поясницы и от головы к пояснице также 3 раза. После чего идут размеренные, но не слишком сильные удары от головы до пяток — но уже 7 раз. Трижды проведя веником по рукам, переворачивают парящегося на спину. Повторяют весь цикл.
После парной сначала окунаются в холодную воду, затем моются с мыльнянкой, натираются настоем на коре дуба, выпивают желудевый напиток. Как и прежде, использованные веник и листья высушивают и сжигают.
Считалось, что ромашка воздействует на область кишечника, ива — на половую систему, дуб отвечает за руки и символизирует энергию молнии.
Дуб — главное растение этого круга. Это одно из самых мощных расте- ний-долгожителей. У славян он считался священным. Дуб всегда символизировал мощь, силу, твердость духа, мужское начало. О целебных свойствах дуба мы уже говорили.
Девятый круг — последний в знахарском ритуале. Он призван помочь человеку побороть страх перед смертью, дать ему силы, жизненную энергию, научить противостоять старости.
Лунный календарь и баня
Издавна людей интересовало самое близкое к нам космическое тело — Луна.
Особенно это касается славянских народов. Ведь древние славяне были «лунной» цивилизацией. По Луне сверяли время посева, обработки полей, многие календарные обрядовые праздники напрямую связаны с Луной. Да и само слово «месяц» указывает на то, что до принятия солнечного календаря древние народы Европы пользовались лунным календарем. Кстати, в архаичные времена «луна», «месяц» были у славян мужского рода, а «солнце» — женского. Древние мудрецы тщательно, по крупицам, собирали знания о ночном светиле, о его влиянии на Землю и, в первую очередь, на человека.
Не ускользнуло от их внимания и то, что могущество Луны проявляется через воду. Связь Луны с водной стихией несомненна. Красноречивее всего об этом свидетельствуют океанические приливы и отливы. Человек тоже на две трети состоит из воды. Возможно, поэтому положение ночного светила так влияет на жизнь, здоровье, физическое состояние, настроение человека. Давно замечено, что в полнолуние обостряются многие хронические болезни, при положении Луны в том или ином зодиакальном созвездии меняется состояние кровеносной системы, лимфы. В определенные лунные дни уязвимы (или, наоборот, требуют усиленной нагрузки) те или иные органы и т.д.
Банная процедура объединяет в себе все четыре стихии: очищающую силу воды, огненный жар, проникающую способность воздуха, дополняя все это целебным действием трав и деревьев. Таким образом, связь Луны и бани тоже прослеживается. Если нас не подводит интуиция, мы и сами можем это почувствовать. Бывают дни, когда так и хочется поскорее окунуться в первородное тепло воды, ласкового банного жара. А иногда в баню, что называется, «ноги не несут». И это неслучайно.
Есть лунные дни, в которые банная процедура может принести только пользу. В такие дни тело больше всего подвержено целебному действию воды, жара, ароматных трав. Но бывают дни, совершенно непригодные для банной процедуры. Если «проявить характер» и все же отправиться в баню в такой день, меньшее, что вас ожидает, — это разочарование: и вода не та, и пар нехорош, да и самочувствие после бани не лучшее. Возможны неприятности и покрупнее. Например, проблемы со здоровьем. Особенно это касается тех, у кого слабоесердце.
Чтобы избежать неприятностей, нужно знать рекомендации каждого лунного дня. Но для начала несколько слов о лунном дне, точнее, лунных сутках. В лунном месяце (он отличается от солнечного) 29 или 30 суток. При желании можно рассчитать время их прихода самостоятельно. Для этого существуют довольно несложные формулы. Однако проще воспользоваться специальным лунным календарем. В нем отмечены и моменты наступления полнолуния, и даже лунные затмения (такие календари издаются целым рядом российских и украинских издательств, их можно приобрести там же, где вы приобретаете привычные вам солнечные).
Кстати, правильное выполнение водных процедур во время лунных и солнечных затмений — гарантия того, что затмения не окажут на вас заметного вредного влияния. Во всяком случае, можно снизить риск всевозможных обострений, осложнений, улучшить самочувствие.
Для начала перечислим самые благоприятные для бани дни. Это третьи, десятые, тринадцатые, восемнадцатые, двадцать первые и двадцать седьмые лунные сутки. При этом третий лунный день — один из лучших для финской сухой бани, а вот десятый лучше всего посвятить русской паровой бане.
Неблагоприятное время для бани — четвертый, двадцать шестой, двадцать девятый лунные дни. Люди со слабым здоровьем могут добавить к этому списку еще и пятнадцатые лунные сутки. Остальные дни в большей или меньшей степени нейтральны в отношении банной процедуры. Разумеется, у каждого дня своя характеристика, поэтому остановимся на этом подробнее. Для удобства разделим дни лунного календаря по следующему принципу: лучшее время для бани; благоприятное время для бани; нейтральные дни; неблагоприятные для бани дни.
Дни, наиболее благоприятные для бани
Третий лунный день
Как уже говорилось, день, идеально подходящий для приема сауны. В этот период организм легко выносит повышенные температурные нагрузки. Кроме того, в начале лунного месяца сильно уплотняются жидкие среды организма, внутренние органы. Хорошая финская баня поможет устранить это неблагоприятное влияние Луны. Если у вас хорошее здоровье, можете «задать себе жару». Перед посещением сауны очень полезно выполнить физические упражнения. Не бойтесь переусердствовать. В этот день любая нагрузка пойдет на пользу. Особенно если наращивать ее постепенно. Единственное предостережение: не стоит использовать масла. Полезны закаливающие процедуры. Хорошо лечатся риниты.
Десятый лунный день
Это самый лучший день для посещения русской паровой бани. Возьмите все, что сможете, от этой процедуры. В этот день и хлесткий веник, и банный жар, и ледяная вода бассейна, и контрастный душ принесут только пользу. Позаботьтесь о целебных настоях для парной, травяных чаях. Вода в этот период оказывает исключительно благотворное действие на организм, причем во всех видах. Если нет возможности пойти в баню, примите дома паровую ванну, завершите ее контрастными процедурами (кстати, в этот день хорошо начинать строительство бани).
Тринадцатый лунный день
Если хотите помолодеть, поспешите в этот день в баню. В этот период закладывается программа на омоложение организма вперед на целый месяц. Поэтому эффективны специальные составы для парной, лекарственные и косметические кремы, мази, маски. Очень полезен массаж с маслами. Тринадцатые лунные сутки — лучшее время для избавления от морщин. Можно начать цикл упражнений для лица. С помощью парной хорошо лечатся сегодня кожные заболевания. Омолаживающее действие воды в это время наибольшее. Не забудьте только завершить теплые процедуры холодным душем.
Восемнадцатый лунный день
Если в это время вы посетите парную, вам будут особенно благодарны ваши кожа и почки. Восемнадцатый день очень хорош для бани. В этот период эффективен веничный массаж, поэтому париться лучше с веником. Сегодня остановите свой выбор на березовом или крапивном. Можно соединить оба веника в один. Хорошо действуют ранозаживляющие составы, полезны почечные чаи. Эти лунные сутки — одни из лучших для использования масел. Можно принять ванну с ароматическими маслами, сделать масляный массаж. Людям с проблемной кожей стоит начать оздоровительные процедуры. Показано глиноле- чение, травяные мази, грязи, составы на основе морских водорорлей. После парной полезно поплавать.
Двадцать первый лунный день
Сильный, активный период. Превосходный день и для сауны, и для паровой бани. Хорошо, если соберется большая, но дружная кампания. Лучшего дня для коллективного посещения парной не найти. Полезны контрастные закаливающие процедуры. Холодная вода не принесет вреда (посещение дачной или деревенской бани тоже лучше приурочить к двадцать первому дню Луны). Вообще в этот период полезны все «расширяющие» водные процедуры, после которых надо облиться холодной водой для повышения тонуса сосудов.
Двадцать седьмой лунный день
Показаны все без исключения водные процедуры, не случайно даже символ этого дня — Нептун. Один из лучших дней для банного волшебства. «Поколдуйте» над составами для парной, над травяными настоями для питья, составьте какую- нибудь немыслимую комбинацию из трав и веток для изготовления веников. Все пойдет впрок, если руководствоваться собственной интуицией. Вода и интуиция — ключевые слова этого дня. Время пребывания в парной, количество контрастных или холодовых процедур, максимальную температуру в парной определяйте, согласуясь с «внутренним голосом», сегодня он не подведет. Все процедуры, направленные на вывод токсинов, исключительно полезны. Если нет возможности посетить парную, примите влажные обертывания. Людям со слабым сердцем следует проявить осторожность.
Дни, благоприятные для бани
Шестой лунный день
Русская паровая баня и сауна помогут в этот день эффективно очистить легкие. Полезны все закаливающие процедуры, легкий тонизирующий массаж. Ги- пертоникам стоит проявить внимание к своему здоровью — возможны обострения. Всем остальным опасаться нечего. Перед посещением парной можно задать себе хорошую физическую нагрузку. Вообще шестой день — время повышенной выносливости. Скорее всего, вы легко перенесете самую высокую температуру в бане. Однако не забывайте, что парная — не место для рекордов.
Восьмой лунный день
В этот период полезны все разогревающие процедуры, способствующие выводу шлаков из организма. Баня и сауна показаны практически всем, как и умеренная физическая нагрузка перед заходом в парную. Хорошо поддаются лечению артриты. Желающие похудеть в этот день легко сбросят несколько лишних килограммов. Очень полезны травяные чаи, настои, отвары. Теплые и горячие ванны можно включить в общий комплекс банных процедур.
Двенадцатый лунный день
Полезны вообще все водные разогревающие процедуры, выводящие из организма токсины. В этот день в парилке эффективно лечатся заболевания кожи. После бани не следует пить крепкий чай (кофе и алкоголь в этот день категорически запрещаются). Лучше выпить сок или травяной «печеночный» чай. Больные суставы нужно как следует обработать веником. Людям со слабым сердцем в этот день баню лучше пропустить. Всем остальным парная пойдет на пользу.
Двадцать четвертый лунный день
Благоприятный период для удаления из организма слизи. Для этих целей подойдет суховоздушная сауна или парная с сухим горячим паром. Мягкий сухой пар полезен для легких, очищает кожу. День удачен также для выведения солей, лечения подагры. Целебные сборы будут сегодня особенно эффективны. Полезны травяные чаи и ванны с адаптогенами (лимонник китайский, элеутерококк, шлемник байкальский), легкий тонизирующий массаж. Один из лучших дней для семейной сауны (секс в этот период целебен). Строительство новой бани тоже хорошо назначить на двадцать четвертый лунный день.
Остальные лунные дни для бани нейтральны. И хотя их влияние ощущается человеком ежедневно, но прямого отношения к банной процедуре они не имеют.
★ ★ ★
Безусловно, банное мастерство приходит к человеку только с опытом. Баня — это то поприще, где вся мудрость приходит через опыт. Но так же, как теория бессильна без опыта, так же и опыт слеп без теории. Мы попытались объединить в этой книге знания, накопленные нашим опытом и опытом тех поколений банных мастеров, благодаря которым мы сегодня имеем это чудо — ароматную, теплую баньку. Это знание, как и всякое эмпирическое знание, добывалось путем долгих поисков и многих ошибок, по крупицам собирая удачи и находки. Надеемся, что все изложенное на этих страницах избавит вас от необходимости «заново изобретать велосипед» и ваш путь к вершинам банного мастерства начнется с того места, на котором авторы заканчивают эту книгу. Как знать, может быть, именно вам суждено сделать на этом интересном пути еще один новый шаг. Но даже если вы и не стремитесь в первопроходцы, надеемся, что в вашей баньке вам будет уютно, тепло и здорово.
С лёгким паром!