Всеобщая «любимица» Интернета Джен Псаки вернулась и приступила к исполнению своих непосредственных обязанностей: радовать мир невероятной, можно даже сказать эталонной тупостью. Все очень переполошились, когда на традиционном брифинге в Госдепе вместо Псаки появилась какая-то блондинка в очках. Она, конечно, старалась, тупила, как могла, но по-настоящему псаковать оказалась не способна. Спонтанно возникло движение #Save Psaki. Однако тревога оказалась ложной. Джен написала в своем микроблоге (отвечает по размерам ее мозгу): «Я на месте, как демократическая Украина».
Этот очередной псакизм мгновенно вошел в мемориз. Такое не забывают. Как и флот США у берегов Белоруссии, обстреливающий избирательные карусели. А вот с «демократической Украиной» не все так просто. Первые крысы побежали с корабля временной власти. И первенцем оказалась жалкая копия Псаки, заместитель, извините за выражение, секретаря Совета национальной безопасности Виктория Сюмар.
Она скромно отметила, что благодаря ее уникальному таланту, менеджерским способностям и острому чувству приближающегося песдеца, «украинские СМИ действительно стали украинскими». Это потрясающий по насыщенности олигофренизмом перл, который, в принципе, дотягивает до уровня канонической Псаки. Виктория интимно призналась, что благодаря ей Украина выиграла информационную войну, и три месяца страна жила в «едином информационном пространстве, где была общая ценность – единая Украина». Сегодня широко используется изготовление деталей из пластика для самых различных потребностей и у вас есть возможность изготовить продукцию для вашего применения.
На самом же деле все было с точностью до наоборот. Сюмар почему-то не упомянула, что на протяжении последних нескольких недель ей совершенно прозрачно намекали пойти подышать воздухом. Благодаря врожденному таланту Виктории ей удалось сделать из своего непосредственного начальника Андрея Парубия сказочного идиота. Андрюша и так давно приближался к этой номинации благодаря врожденным, то есть чисто физиологическим способностям и хорошей наследственности. Но Сюмар удалось отточить эти качества до совершенно уникальной «остроты».
Все помнят, как Андрей Парубий четыре раза подряд разоблачал «коварные имперские планы Владимира Путина». Это была идея «победительницы информационной войны». Наконец даже Александр Валентинович почувствовал что-то неладное. В результате Парубий был вычеркнут из разряда ньюсмейкеров общенационального уровня.
Еще один провальный шаг Сюмар, который она ставит себе в заслугу, – запрет на вещание российских каналов. Меня, кстати, всегда удивляет, с какой легкостью профессиональные борцы за свободу слова, приходящие в ужас от любой вавки на ноге репортера, споткнувшегося по пьяни на фуршете, становятся цензорами, самодурами и клиническими придурками, абсолютно не выносящими иного мнения. Виктория Сюмар это наглядно подтвердила. После запрета российских телеканалов их популярность подскочила до немыслимых пределов. Народ стал постепенно прозревать. Количество интернет-пользователей, ринувшихся в паутину именно за иной точкой зрения, утроилось. В Донецкой и Луганской областях поступили проще: просто вырубили вещание укрканалов и включили трансляцию «Лайфньюс», «ОРТ», «НТВ» и других. То же самое сделали и в Крыму накануне референдума. Согласен, выносить эту дубовую украинскую зомби-пропаганду, которая однозначно приводит к когнитивному диссонансу, просто невозможно. Вероятно, если бы не активная позиция Сюмар, сосуществование украинских и российских каналов продолжилось бы. Но это же не та «свобода слова», которой добивалась Сюмар.
Полностью вывернутая наизнанку информационная реальность привела к совершенно другому эффекту. Логотип «ЕУ» на всех укроповских каналах выглядел как признак клинического идиотизма. Уже ушел в свободное плаванье Крым, был проведен референдум в Донецкой и Луганской областях, а знак «ЕУ» продолжал уверять зомби-зрителей, что все обстоит совсем наоборот. Патриотические военные успешно нейтрализуют террористов, которые сидят по детским садикам и при появлении миролюбивых «правосеков» и нацгвардейцев начинают дружно уничтожать жилые кварталы. АТО проходит настолько профессионально, что на протяжении двух-трех дней Крым опять войдет в состав Украины. 99 процентов населения Донбасса мечтают жить в «единой краине», созданной воспаленным информационным воображением Сюмар.
Я уже отмечал, что искажение реальности требует значительных ресурсов. Все более и боле циничной лжи. И вот уже взрываются кондиционеры в Луганской ОГА, украинский спецназ с флагами ДНР врывается в расположение террористов и дрифтует возле магаза. Чем более искажается действительность, тем более народ начинает интересоваться другой точкой зрения. И вот уже начался настоящим бум стрим-телевидения. Спасибо таким бесшабашным ребятам, как Саня, Моторола и другие, которые суются в самые горячие точки. Потом их стримы выкладывают на «Ютюбе». То, что они делают, – это и есть настоящая, правдивая журналистика. У меня волосы шевелились на голове, когда один стример под Славянском разминировал он-лайн мину. «Ну, вспомните меня, если что», – сказал он и принялся отсоединять тросик. Еще один с криком «я от Лешего, стример» через несколько минут после «взрыва кондиционера» в Луганской ОГА забежал внутрь и показал развороченные внутренности здания. Все в этом мире устроено не так просто. Люди хотят знать правду, и, несмотря на истерические завывания расово правильных репортеров, появляются альтернативные точки зрения. Так всегда было и будет. Виктория Сюмар, конечно же, приложила руку вместе с выкормышами грантоедской системы к созданию геббельсовской модели новостей. Она и ей подобные обесценили человеческую жизнь, которая воспринимается этими нелюдями в системе координат «патриот – руськый, який мае буты вбытым». Как они орали, когда были первые две жертвы столкновений на улице Грушевского. Буквально катались по полу. А теперь абсолютно хладнокровно рассказывают, что женщина, которую разорвало пополам и она, едва дыша, пыталась поговорить с мамой, – это провокация террористов. И они получили свою целевую аудиторию, которая смаковала подробности «гибели самки колорадов». Вот это действительно заслуга Виктории Сюмар.
Однако сбежала она не поэтому. Во-первых, как мы уже сказали, она была настолько тупа, что это стало ясно ее начальникам. Факт, согласитесь, совершенно беспрецедентный. Во-вторых, Виктория же хотела создать новостийный канал по типу СNN c финансированием порядка семидесяти лямов на старте, чтобы заниматься привычными и такими приятными ей схемами откатов. Жизнь на грантах, как известно, развращает. А тут ей предложили работать за зарплату госчиновника. Это напрягает. Кроме того, она рассчитывала, что в страну вернется Валерий Хорошковский, интересы которого она старательно пыталась, скажем так, лоббировать. Но не срослось. В результате, непонятая и недофинансируемая, Виктория Сюмар приняла решение как бы сама уйти, пока ее не уволили. Побежала даже впереди своего непосредственного шефа, что, согласитесь, весьма показательно. Ее дальнейшая судьба меня лично нисколько не беспокоит. Но готов поспорить на бутылку самого дешевого портвейна (большего ЭТО не заслуживает), что Сюмар в ближайшее время всплывет в качестве медиа-эксперта. Однако место главного медиа-клоуна давно уже занято Псаки. До этого уровня Сюмар явно не дотянуться.
Александр Зубченко