На Украине вступает в должность новоизбранный глава государства. В ходе избирательной кампании он призывал «жить по-новому». Но пока Порошенко окружен политиками времён Виктора Ющенко.
48-летний Петр Порошенко - самый молодой из пяти президентов, которые возглавляли Украину с 1991 года, пишет ИноТВ. Его состояние оценивается более чем в $1 млрд, что делает его самым богатым из всех украинских президентов. Спустя две недели после победы в первом туре президентских выборов в субботу, 7 июня, он официально вступает в должность. Стоит также знать, как важно своевременное лечение вегето сосудистой дистонии в любом возрасте.
Политический взлёт преуспевающему предпринимателю обеспечило общественное движение против коррупции и за европейскую интеграцию Украины. Когда минувшей зимой на киевский Майдан выходили сотни тысяч демонстрантов, они требовали новых лиц в политике. Пётр Порошенко тогда был среди тех, кто стоял на сцене, пишет Deutsche Welle.
Во время своей избирательной кампании он призывал «жить по-новому» - без коррупции и в достатке. Если не считать обещания вернуть Крым, предвыборная программа Порошенко практически не содержала ничего такого, чего не обещали бы и его предшественники. Поэтому возникает вопрос: а так ли уж нов сам Порошенко? Если внимательно присмотреться к вступающему в должность президенту и его команде, то на этот счёт могут возникнуть сомнения.
Всегда рядом с властью
Свою политическую карьеру владелец целого ряда кондитерских фабрик начал в 1998 году, когда стал депутатом Верховной рады от Социал-демократической партии Украины (объединённой). Острые языки прозвали эту партию «обществом олигархов», поскольку во главе ее стояли богатые бизнесмены. Позднее Порошенко был одним из основателей Партии регионов, практически развалившейся в ходе революции, начавшейся на Майдане.
Как и другие украинские олигархи, Порошенко всегда стремился быть при власти, но никогда долго не задерживался на конкретных должностях. Так, он был секретарем Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) и министром иностранных дел при Викторе Ющенко, у которого был имидж прозападного политика. Но затем сработался и с пророссийским Виктором Януковичем, заняв на некоторое время пост министра экономического развития.
Наследие Ющенко
На фоне призывов к новым лицам в политике начинающееся президентство Петра Порошеко выглядит как возвращение во власть через заднюю дверь бывшей команды Ющенко. Это относится, прежде всего, к самому Порошенко. Мало кто из украинских бизнесменов так последовательно поддерживал Виктора Ющенко до, и особенно, во время «оранжевой революции» 2004 года, как он. Их связывает давняя личная дружба, и даже родственные связи: Ющенко - крёстный дочерей-близняшек Порошенко. Одно время украинские СМИ не без издёвки называли Порошенко одним из «милых друзей» президента. Он, несомненно, входил во внутренний круг тогдашней власти, хотя чаще всего действовал за кулисами.
Но сегодня Ющенко крайне непопулярен на Украине, а потому боровшийся за голоса избирателей Порошенко старался особо не напоминать о своей дружбе с бывшим президентом. Впрочем, если внимательно присмотреться к его команде, то становится ясно: это люди из бывшего окружения Ющенко.
Так, по данным украинских СМИ, важную роль в разработке концепции избирательной кампании Порошенко разрабатывал 53-летний Игорь Грынив, бывший директор одного из киевских институтов стратегических исследований. В свое время он был советником Ющенко, а затем депутатом Рады от его партии «Наша Украина». Грынив и сейчас депутат и входит как беспартийный во фракцию «Батькивщина» бывшего украинского премьера Юлии Тимошенко. 43-летний дипломат и эксперт аналитического Центра имени Разумкова Валерий Чалый тоже давно сотрудничал с командой Ющенко. А во время избирательной компании Порошенко он отвечал за ее внешнеполитическую часть. Вновь вернулся на политическую арену и 60-летний Роман Зварыч, министр юстиции при президенте Ющенко, став советником Порошенко по правовым вопросам.
Аналогичная картина наблюдается и в провинции. В Закарпатье, к примеру, избирательной кампанией Порошенко руководил Виктор Балога - бывший глава администрации президента Ющенко. Балога возглавлял МЧС как при Ющенко, так и при Януковиче.
Президент без собственной партии в парламенте
Властные полномочия у Петра Порошенко будут не столь обширными, как у его предшественника Виктора Януковича. Соответствующие изменения в конституции были приняты Верховной радой в феврале этого года. Реальными центрами власти на Украине стали сегодня парламент и назначаемое президентом правительство. Порошенко уже объявил о том, что намерен сотрудничать с нынешним премьером Арсением Яценюком, представляющим «Батькивщину». В то же время президент имеет полномочия назначать некоторых министров и глав областных администраций.
Очень важными союзниками Петра Порошенко являются только что избранный мэр Киева, чемпион мира по боксу Виталий Кличко и его партия «УДАР». В «УДАРе» тоже есть бывшие соратники Ющенко, например, нынешний глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко или бывший пресс-секретарь Ющенко - Ирина Геращенко.
Перед выборами Порошенко и Кличко заключили стратегический союз. Кличко может опереться на достаточно внушительную фракцию в Раде, тогда как созданная Порошенко в 2001 году партия «Солидарность» пока существует скорее на бумаге.
Однако благодаря популярности Порошенко растет поддержка и у «Солидарности». Судя по опросам, за неё готовы сейчас проголосовать около 17% украинцев - больше, чем за любую другую партию. Так что новый президент, выступающий за досрочные парламентские выборы в этом году, имеет вполне обоснованные надежды на то, что в будущей Раде сумеет сформировать крупнейшую фракцию.
В этом ему смогут помочь два Юрия: Юрий Стець и Юрий Луценко. 38-летний депутат Стець вот уже более 10 лет фактически руководит телекомпанией «Канал 5», принадлежащей Порошенко. Летом 2013 года именно он был избран председателем «Солидарности». 49-летний Луценко, активно поддержавший Порошенко во время избирательной кампании, при Ющенко был министром внутренних дел, а при Януковиче сидел в тюрьме. Оба Юрия являются опытными политиками, но их трудно назвать новыми лицами в политике, появления которых требовал Майдан.