Искусственное освещение не даёт достаточно света, чтобы поддерживать мозг в рабочем состоянии: биологические часы срабатывают на тусклое офисное освещение как на закатные сумерки, снижая работоспособность и повышая сонливость.
Исследователи из Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария) подтвердили гипотезу о том, что наши ощущения бодрости или вялой сонливости прямо зависят от освещённости помещения. Соответственно, от этого зависят и высшие когнитивные функции: если вы хотите трудиться бодро и с огоньком, постарайтесь обеспечить максимальный приток света к рабочему месту, которое вам сможет предоставить например работа в орске.
Известно, что биологические часы зависят от смены дня и ночи. В нашем глазу есть особые фоторецепторы с пигментом меланопсином: в отличие от палочек и колбочек, они предназначены не для передачи зрительной информации, а для измерения уровня света вокруг нас. Особенно эти рецепторы чувствительны к синей зоне спектра; и именно от них зависит соответствие биологических часов и суточного времени. Логично было бы предположить, что количество света, попадающее нам в глаз, через циркадный ритм может влиять на работу нашей нервной системы. Но может ли в этом случае искусственный свет заменить естественный?
Для эксперимента исследователи пригласили 29 молодых людей. На них надевали браслеты с датчиками света и датчиками движения, которые регистрировали активность участников эксперимента (скорость движений, общую подвижность и т. д.). В одном случае человек находился в комнате с освещённостью 1 000–2 000 люксов, что соответствует природной дозе света. В другом случае освещённость была всего 170 люксов — как в комнате без окон, освещённой только лампами.
Кроме снятия показаний датчиков, исследователи также интересовались у самих испытуемых, насколько бодрыми они себя чувствуют. К концу пребывания в комнате молодым людям почти полностью отключали свет: освещенность падала до 6 люксов. В течение последних двух часов в полутёмной комнате у добровольцев брали образцы слюны, чтобы проанализировать содержание в них гормонов кортизола и мелатонина, синтез которых подчиняется циркадному ритму. Кроме того, в ходе эксперимента его участники должны были выполнять тесты на память.
Как пишут исследователи в журнале Behavioral Neuroscience, находившиеся в более освещённой комнате были бодрее и подвижнее тех, кто сидел в комнате с искусственным светом. Как только освещённость падала хотя бы в 10 раз, людей клонило в сон, они становились менее активны и хуже выполняли когнитивные тесты. Авторы работы подчёркивают: дело было вовсе не в том, что участникам эксперимента давали или не давали выспаться. То есть даже хорошо отдохнувший человек будет чувствовать себя вялым, если ему придётся работать в полутёмной каморке: его внутренние биологические часы расценят это как сумерки и начнут готовить организм ко сну.
При этом такой эффект не сопровождался изменениями в уровне гормонов; иными словами, освещённость влияла лишь на некоторые функции организма, циркадный ритм других оставался прежним. Разумеется, каждый из нас мог бы заметить за собой что-то подобное — когда после сколько-нибудь долгого нахождения в полумраке начинает клонить в сон, да и гипотеза соответствующая, как было сказано, существует в науке уже достаточно долго. Но, как ни парадоксально, строгими экспериментальными доказательствами этого до сих пор почти никто не занимался.