Авторизация

    В плену Майдана

    Киевские власти искусственно сдерживают поток беженцев в Россию. По завершении т.н. «президентских выборов» на Украине киевские силовики включили в полную силу «карательную машину» на Юго-Востоке страны. Использование систем залпового огня увеличивает каждый день число погибших и раненых. В таких условиях единственным путем к спасению русских от «зачисток» становится вынужденное переселение в Россию.

    Предвидя возможный гуманитарный коллапс на границе, российские парламентарии предложили упростить порядок предоставления статуса беженца для выходцев с Украины. И в то же время не стоит забывать, что сузуки гранд витара создана для активных и деятельных людей и сочетает в себе спортивный стиль и проходимость по бездорожью.

    – В результате политических потрясений, связанных с произошедшим на Украине насильственным захватом власти и изменением конституционного строя, геноцидом, ущемлением прав граждан, иностранной интервенцией, складывается экстраординарная ситуация, которая несет угрозу жизни всех русскоязычных граждан Украины, – мотивируют поправки в закон о беженцах российские законодатели.

    При этом они ссылаются на некие данные ФМС России, согласно которым в поисках убежища в российские миграционные органы якобы уже обратились десятки тысячи человек. В пресс-службе ФМС России корреспонденту «СП» цифры конкретизировали.

    – Число выходцев из Украины, обратившихся в территориальные подразделения ФМС России по состоянию на 28 мая, с ходатайством о предоставлении статуса беженца и убежища – 3525 человек. По количеству обращений лидирует Центральный федеральный округ, – сообщило миграционное ведомство нашему изданию.

    Следует иметь в виду, что реальное число желающих покинуть пылающую Украину гораздо больше. В рамках общей информационной войны против России украинские власти даже открыли отдельный «статистический фронт». Для того, чтобы скрыть признаки надвигающейся гуманитарной катастрофы, правящая майданная команда отправляет в Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев «правильные» цифры. По данным представленным Киевом, число желающих выбраться из «горячих точек» Юго-Востока в другие регионы страны (а также из Крыма, который штатные киевские пропагандисты пытаются приписать назад к Украине) якобы не превышает 10 тысяч человек. При этом выдвигается тезис о том, что количество соискателей убежища из Украины в других странах (понятно, здесь речь идет об РФ) существенно меньше.

    Судя по поступающей информации, даже эта лакированная картина не соответствуют действительности. Каждый день в СМИ поступают сообщения о том, что боевики Национальной гвардии и иностранные наемники всячески препятствуют выезду русскоязычного населения не только из обагренных кровью мирных жителей регионов, но и в целом с Украины.

    Омбудсмен Павел Астахов в пятницу заявил о том, что Россия готова принять детей-беженцев из Украины. Однако в условиях отсутствия действующих гуманитарных коридоров, вывозить их оттуда опасно и даже незаконно. В частности, 30 мая военные Украины сначала обстреляли, а потом заблокировали на блокпосту автобус с детьми из Славянска, который направлялся в российский Крым. В настоящее время территории полуострова спасаются от преследований и репрессий сотни граждан Украины, которые после госпереворота в «незалежной» подвергались запугиваниям и нападкам со стороны «свидомых» радикалов. Зачастую жителям городов Юго-Востока (не только находящихся в зоне т.н. АТО) приходится спасать свою жизнь, эвакуируясь в экстренном режиме. Захватив с собой только предметы первой необходимости, они прибывают в Крым или другие сопредельные с Украиной российские регионы.

    Естественно, первое, с кем сталкиваются беженцы, оказывается российская бюрократия. Для начала нужно получить разрешение на временное проживание, затем вид на жительство, разрешение на работу. Стоит ли говорить, что приобретение гражданства - это крайне отдаленная перспектива. В течение всего периода «хождения по мукам» беженцам приходится решать массу текущих проблем, начиная от крыши над головой и оформления регистрации по месту жительства, заканчивая доступом к социальным услугам. Тем, кому не удается разместиться у родственников, кто не может снимать квадратные метры в частном секторе, местные власти предоставляют временное жилье в общежитиях или гостиницах. Однако, если искусственно воздвигаемые украинскими властями миграционные «шлюзы» падут, пока еще небольшой ручеек беженцев превратится в полноводную реку.

    Бывший заместитель директора ФМС, президент фонда «Миграция - XXI век» Вячеслав Поставнин в разговоре с корреспондентом «СП» выразил сомнение по поводу готовности профильного федерального ведомства справиться с наплывом беженцев в случае, если на Юго-Востоке Украины произойдет полномасштабная гуманитарная катастрофа.

    – Когда известные события на Украине еще находились в начальной стадии, я призывал наши власти заранее приготовиться к потокам беженцев из этой страны. Нужно было менять законодательную базу, упрощать порядок получения статуса беженца, продумать соцобеспечение, подготовить места размещения: лагеря, санатории, пансионаты, выделять социальное жилье. Понятно, что на Украине идет гражданская война. Там находится братский нам народ, соотечественники, которых нужно спасать. Российские власти в лучших традициях тянули резину, а теперь вынуждены спасать собственное лицо.

    «СП»: – Перебраться через границу в Россию это лишь первое испытание, второе – столкнуться с нашей бюрократической машиной. Насколько реально оперативно собрать необходимые справки?

    – Это действительно испытание. Люди бьются, покупают очередь, обращаются к посредникам.

    «СП»: – То есть, кто-то неплохо зарабатывает на чужой беде?

    – Как говорится, «кому война, а кому мать родна». Никаких скидок не делается: с Украины ты, или нет. Очень уж неповоротлива вся система. Считаю, это тем более странно, что мы уже имели опыт с Южной Осетией после войны 08.08.08. Тогда мы и лагеря развернули и людей принимали. Правда, тогда этим занималось МЧС и, надо отдать должное ведомству Сергея Шойгу, оно справилось с этой задачей. А вот с ФМС...это просто удивительно. Мне, честно говоря, даже говорить не хочется. С нашим русским народом происходит трагедия, мы начали защищать соотечественников, громко заявили о поддержке. Но поддержка должна быть действенной. Так примите их, уж коли мы защищаем. Если бы наши власти в свое время озаботились предоставлением гражданства этническим русским, многих сегодняшних проблем, о которых мы говорим, удалось бы избежать.

    «СП»: – Как предлагаете решить этот вопрос?

    – Ввести упрощенный порядок приобретения гражданства для этнических русских. Это становится особенно важно в такие трагические минуты. Ну сколько можно издеваться над собственным народом?!

    «СП»: – Пока Госдума готова лишь разрешить русским в упрощенном порядке стать беженцами на родной земле, а не полноправными гражданами...

    – Мало получить статус беженца, важно иметь средства к существованию – кров над головой, возможность работать, иметь доступ к услугам в медицинской сфере. Посмотрим, какие поправки внесут депутаты. Процесс приема беженцев это ответственное мероприятия. Не исключено, что придется вводить элементы фильтрации.

    «СП»: – Какие именно?

    – Люди приходят на территорию РФ из зоны боевых действий. Мы должны убедиться, что перед нами беженец, а не «правосек» Яроша или представитель Нацгвардии, который будет устраивать диверсии на российской территории. Люди ведь могут переходить через границу с разными целями. Тем более, что оружие сегодня свободно «гуляет» по Юго-Востоку Украины. Включая ПЗРК, гранатометы, взрывчатые вещества. Естественно, что органы миграционного контроля должны понять, кто к нам приходит.

    «СП»: – Кто должен заниматься организацией размещения беженцев, их трудоустройством?

    – Федеральные, региональные и местные власти. То есть, по большому счету, все. По большому счету, уже сегодня нужно создавать главный штаб по координации деятельности органов власти по преодолению последствий гуманитарной катастрофы на Украине. Другое дело, что вопрос о беженцах и мигрантах находится в исключительной компетенции ФМС.

    Другое дело, что миграционное ведомство должно активно взаимодействовать с местными и региональными властями. Справок можно выдать, сколько угодно, только какой в них толк, если человека с семьей негде разместить и ему не на что жить. Нужно также подключать структуры МЧС – на Юго-Востоке Украины уже сегодня идут массированные бомбардировки гражданских объектов. Думаю, мы находимся на пороге, когда в Россию вот-вот хлынет основная волна беженцев. Не исключено, что нам придется устраивать палаточные городки где-нибудь в ростовских степях, недалеко от границы. Не понадобятся они – хорошо, и слава богу. Но готовиться надо заранее, а не ждать по-русски, когда грянет гром. Если начнется аврал, нормального приема беженцев не организуешь, только над своими людьми поиздеваемся, да опозоримся перед миром. А отчитываться чиновники будут, что приняли чуть ли не пол Украины.

    Гражданскому обществу России не следует ждать, что государство оперативно и четко может решить проблему беженцев, убежден, член Общественной палаты РФ, руководитель рабочей группы по гуманитарной помощи Юго-Востоку Украины Максим Григорьев.

    – Многое зависит от частной инициативы. Мы, члены Общественной палаты РФ также вносим свой посильный вклад. В рамках Координационного штаба ОП РФ по оказанию помощи жителям Украины была создана рабочая группа по гуманитарной помощи Юго-Востоку, которую я возглавил.

    «СП»: – Какого рода помощь вы оказываете?

    – Если брать Координационный штаб в целом, то это гуманитарная, правовая и психологическая помощь. Если люди говорят, что хотели бы переехать в Россию, мы собираем информацию, в каких регионах есть возможность принять их (включая трудоустройство). В нашем разделе на сайте ОП есть интерактивная карта, на которой представлены соответствующие вакансии по регионам. По большому счету мы просто собираем и выкладываем такую информацию. Но это не все. Буквально на днях мы приняли группу детей с Украины и отправили ребят в летний лагерь. Для этого пришлось выходить на спонсоров, которые закупили продукты питания, оплатили проживание и т.д.

    Наша рабочая группа занимается не только теми, кто приезжает сюда, но и отправкой гуманитарной помощи на Юго-Восток Украины в Славянск, Краматорск, Донецк и другие населенные пункты. В первую очередь, это медикаменты, продукты, а также предметы первой необходимости для детей.

    «СП»: – Кто вам помогает?«»

    – Все, о чем я говорю, приносят обычные люди, просто покупают эти вещи за свой счет. Наша роль лишь сводится к тому, что мы помогаем переправить гуманитарные грузы на Украину. Хотя это не такая тривиальная задача, как может показаться. Недавно майданные власти заявили, что запрещают оказывать Юго-Востоку Украины гуманитарную помощь. Но когда подключаются широкие слои гражданского общества, этот процесс запретить или остановить уже невозможно. Нам помогают волонтеры с Украины, которые готовы принять груз, перевести его через границу и отдать конкретным адресатам в местах, где проводится карательная операция.

    «СП»: – Детский омбудсмен Павел Астахов заявил, что Россия готова принять детей-беженцев из Украины, но киевские силовики не разрешают открыть гуманитарный коридор, чтобы они могли покинуть горячие точки. Как можно охарактеризовать такие действия, и почему молчит хваленое правозащитное сообщество на Западе?

    – Такая проблема существует. Помимо украинских военных, отказываются пропускать детей и подконтрольные Киеву пограничники. Это абсолютно антигуманное, варварское поведение по отношению к собственным гражданам, тем более, к детям. Нынешняя киевская власть ведет себя как каратель в оккупированной стране. Буквально сегодня я узнал, что автобус с воспитанниками из детских домов, которых вывозили из под огня в Крым, обстреляли боевики из Нацгвардии. А потом украинские военные держали ребят 5 часов на блокпосту. То есть мы видим, что не ополченцы, а именно представители Киева держат мирных граждан в качестве заложников. У меня есть информация, что женщин, которые пытались покинуть зону карательной операции, разворачивали и не пропускали на блокпостах.

    Двойные стандарты, которые практикуют западные политики и правозащитники не повод отказываться от диалога. Нужно активнее действовать по линии общественной дипломатии. Потому что западные СМИ дают одностороннюю и искаженную информацию, которая часто не соответствует действительности. Вот почему нам нужно больше работать с общественным мнением на Западе, чтобы оно оказывало давление на своих политиков. Думаю, что преступления майданных властей на Юго-Востоке рано или поздно получат более адекватную оценку. Как это в свое время было после российско-грузинской войны в 2008 году. Тогда все западные масс-медиа и политики бросились критиковать Россию, показали грузинские системы залпового огня, которые бьют по Цхинвалу, а сказали, что это российские военные. И лишь постепенно пришло понимание, что Саакашвили был агрессором и авторитарным правителем.

    Судя по всему, украинские власти опасаются этого сценария. Отсюда нежелание выпускать беженцев, нарастающий поток которых сигнализирует о надвигающейся гуманитарной катастрофе.

    «СП»: – Инициативы ОП в деле предоставления убежища жителям юго-восточных областей Украины это замечательно. Но должен ли федеральный центр уповать на гражданскую инициативу?

    – Уверяю вас, власти предпринимают все необходимые меры. У исполнительных органов власти есть понимание имеющихся и возможных проблем. Не берусь предсказать, сколько сотен тысяч или миллионов человек Россия потенциально может принять. Но мы будем делать все возможное, чтобы удовлетворить такую потребность в полном объеме. Конечно, есть большие логистические вопросы, трудности с размещением, необходимость выделения значительных средств из российского бюджета, но все это разрешимо. Будем делать это любой ценой, я общался с людьми, которым удалось прорываться из Славянска в Россию. По их словам, происходящее на Украине уже напоминает Великую Отечественную войну. Только что г-н Астахов говорил о том, что он проводил совещание с губернаторами приграничных регионов. Федеральный центр уже дал задание готовиться к возможному неблагоприятному сценарию развития событий. Пакшеньга, Вельский район, Архангельская область

    Василий Ваньков

    Please publish modules in offcanvas position.