Как изменится соотношение политических сил на Украине после президентских выборов. На Украине 25 мая должны пройти внеочередные президентские выборы. Абстрагируясь от общей нездоровой политической ситуации, на фоне которой развернулась основная борьба за право называться главой государства, можно сказать, что реально конкурируют в гонке два кандидата: олигарх Петр Порошенко и экс-премьер Юлия Тимошенко.
Если верить местным социологом, у шоколадного магната шансов больше, и второй тур, возможно, не потребуется. Соответственно, уже сейчас с большой вероятностью можно предположить, что новым президентом станет Порошенко. Но встает вопрос: насколько сильным и самостоятельным он будет в этой должности? В строительной индустрии защитно улавливающие сетки нашли широкое применение, благодаря своим уникальным характеристикам.
По Конституции 2004 года, к которой Украина вернулась после Майдана, президент перестает «играть первую скрипку», поскольку значительная часть его полномочий передается парламенту. Иными словами Украина должна преобразоваться в парламентско-президентскую республику.
Но пока в Раде позиции Порошенко не очень сильны – там как раз доминируют люди Тимошенко. А значит, новый президент, скорей всего, захочет изменить ее состав в свою пользу и назначит внеочередные парламентские выборы.
Собственно, по информации украинских СМИ, Порошенко на днях уже дал понять, что так и произойдет. Выступая на пресс-конференции во Львове, он заявил, что новый президент после избрания должен распустить Верховную Раду и провести новые выборы народных депутатов. По его словам, «...нужно сформировать новую коалицию на основе нашей общей цели – евроинтеграции».
Впрочем, возможно дело не в общей цели, которую провозглашает Порошенко. Просто половинчатая власть его не устраивает, а для полной ему нужна лояльная Рада.
Только получит ли он ее? Удастся ли ему подмять под себя оппозицию в лице регионалов и коммунистов, а также людей Тимошенко от партии «Батькивщина»?
- Победа Порошенко в первом туре, мне кажется, отнюдь не гарантирована, - рассуждает президент Центра системного анализа и прогнозирования (Украина) Ростислав Ищенко. – А судя по тому, что Порошенко начал нервничать и настойчиво убеждать всех, что победит именно в первом туре, он, видимо, и сам понимает, что его шансы несколько подсократились.
Но даже если он победит, и победит в первом туре, то это не факт, что с этим согласится Тимошенко. А если они с этим не согласится, то, соответственно, могут возникнуть проблемы. В том числе, если Юлия Владимировна сможет собрать достаточное количество боевиков, может просто случиться очередной государственный переворот.
И наконец, что касается Конституции и всего прочего. Украина живет не по Конституции 2004 года, не по Конституции 1996 года и не по Конституции 2010 года. Украина в данный момент живет по результатам государственного переворота 21-22 февраля 2014 года. То есть, на ее территории не действуют законы, а действуют конкретные боевые отряды.
У Порошенко своих боевиков нет. Следовательно, он в любом случае будет зависеть от чужих боевиков. И это уже серьезно будет ограничивать его политические возможности.
Украина является, к тому же, государством-банкротом – в течение последнего года она практически живет в долг. И это серьезно ограничивает экономические возможности Порошенко на посту президента (если он им станет). Поскольку когда вам не на что жить, тот, «кто девушку кормит, тот ее и танцует». Поэтому он будет точно так же, как до него Турчинов и Яценюк, полностью зависеть от позиции США.
«СП»: - Получается, что степень самостоятельности Порошенко минимальная?
- Конечно, если внутреннюю опору составляют неонацистские боевики, которых он субсидирует. А внешнюю прикрывают Соединенные Штаты.
Говорить о возможностях Порошенко, это все равно, что говорить о возможностях мышки в мышеловке. И распускать парламент или не распускать – это будет решать не Порошенко, а Соединенные Штаты. Более того, если силы, которые контролируют боевиков, решат, что парламент распускать не надо, то его никто не распустит. Потому что у Порошенко просто нет такой возможности.
И дальше, я думаю, проблемы его будут заключаться не в том, как укрепить свою власть, как распространить ее на другие территории Украины. А сколько конкретно дней, недель, может быть, месяцев, он сможет считаться президентом Украины. Потому что у Порошенко очень мало шансов пробыть в этой должности (даже если его изберут) хотя бы год.
«СП»: - А не получится так, что в этом случае к власти придут настоящие радикалы?
- Там нет более или менее радикальных политиков. Потому что если Порошенко лично не убивал людей, то это только потому, что он человек очень богатый и лично ему это делать не надо. Порошенко финансировал Майдан. Порошенко уже более десяти лет содержит самый русофобский, самый пронацистский 5-й украинский телеканал. Он так же несет ответственность за кровь, даже большую, чем недоучившиеся юнцы из «Правого сектора». Поэтому говорить, что Порошенко не радикален – это было бы ошибкой.
Киев и так в руках радикалов. Больших радикалов, чем неонацисты, быть не может. Вопрос в том, кто из них начнет стрелять друг в друга первым. Я вообще не уверен, что на Украине после Порошенко будет следующий президент, потому что подозреваю, что просто негде будет быть президентом.
Руководитель Центра украинских исследований Института Европы РАН Виктор Мироненко также советует не торопиться с выводами по поводу президентства Порошенко:
- Во-первых, я не сказал бы, что в сегодняшней Раде доминирует Тимошенко. У «Батькивщины», если ей противопоставить «Партию регионов», «УДАР» Кличко и «Свободу» Тягнибока, никакого преимущества нет. Единственно, в силу обстоятельств возглавляет Раду близкий к Тимошенко человек - Турчинов. И премьер Яценюк – не столь близкий, но тоже представляет ту же политическую силу.
При этом, я бы не торопился с выводами, относительно легкой победы в первом туре Петра Порошенко. И победы его вообще.
«СП»: - Но, судя по недавнему опросу киевской GfK Ukraine, рейтинг Порошенко уже достиг 40%. У Тимошенко только 8,8%...
- Я имею основания предполагать, что рейтинги, которые мы видим, явно заказные. И заказаны они именно Порошенко и его силами. У него достаточно мощный пул СМИ, который остался жизнеспособным, несмотря на все происходящие там встряски.
Я бы не был так уверен в его победе. Но подождем, увидим. Ждать осталось недолго.
Конечно, с украинцами что-то произошло. Трудно понять, почему так изменилось отношение к Тимошенко. Еще недавно ее носили на руках, ее портреты были в автобусах, в такси...
Вдруг, человек, который единственный вступил в прямую схватку с теми, кого украинцы изгнали из власти, можно сказать, фигура номер один в борьбе с Януковичем так далеко, по крайней мере, в подаче местных СМИ, так потеряла в рейтинге.
Однако не надо торопиться с выводами. Мы совершенно не знаем о том, как проголосуют люди, которые наблюдают сейчас поведение Порошенко – с одной стороны. И Тимошенко и «Батькивщины» - с другой.
«СП»: - А что качается роспуска Рады и новых выборов?
- О планах Порошенко на этот счет мне ничего не известно. А Тимошенко заявляет, что выборы проводить необходимо и нужно это делать сразу.
Поэтому, скажем так, если победит Тимошенко, то, судя по всему, выборы в Раду будут очень быстро. Если победит Порошенко, то, скорей всего, выборы тоже будут очень быстрыми. Потому что за Порошенко никакой собственной политической силы не стоит. Партия, которую он создал, она очень молодая, а Кличко с «УДАРом», присоединившись к нему, потерял очень много в глазах украинцев – самостоятельность, по крайней мере.
«СП»: - Как изменится соотношение сил в этом случае?
- Уже, действительно, работают конституционные законы, принятые в 2004 году, которые перераспределяют полномочия в значительной мере в сторону кабинета министров, при формировании которого ключевую роль будет играть парламент. И если президентом становится Порошенко, то ему, конечно, выборы надо проводить. Причем, он их будет проводить на административном конформизме.
Понятно, что человек, который избран президентом, будет иметь возможность очень быстро сформировать некое политическое движение. Или даже с теми, на которых он сейчас опирается, получить достаточно много голосов в парламенте.
Хотя не факт, что получит в нем контрольный пакет голосов. И, кстати, в этом таится опасность.
«СП»: - Можете пояснить?
- Опасность такая, что, таким образом, он захочет обойти вот эти два конституционных закона. Напомню, что Ющенко выступал за эти два закона, но когда он победил в третьем дополнительном голосовании, то о них предпочел забыть.
Поэтому тут, конечно, есть очень серьезный барьер, который Украина никак не может преодолеть вот уже более десяти лет: перейти от президентской республики к парламентско-президентской. Сейчас как никогда шанс такого перехода очень высокий. Но опять-таки я бы не стал за него ручаться.
«СП»: - Почему?
- Потому что кандидат в президенты Украины – это, как правило, сторонник децентрализации, субсидиарности, парламентской республики. А избранный президент, как правило, уже не является столь ревностным сторонником всего этого. Поэтому, я думаю, что здесь все находится в таком не очень устойчивом состоянии, и все возможно.
«СП»: - Фигура премьера в этой связи, какую роль будет играть? И продолжит ли руководить правительством Яценюк? Или это место займет, например, Тимошенко?
- Если Порошенко будет избран президентом, Тимошенко исключена напрочь. Конфликт их давний. Он начался еще в 2005 году, в сентябре, с отставки государственного секретаря Зинченко. Устами Зинченко Тимошенко тогда обвинила Порошенко и еще целый ряд активных деятелей «оранжевой революции» в личной коммерческой конъюнктуре.
Поэтому у них отношения не просто лично плохие, они представляют абсолютно два разных политических вектора.
У них одно происхождение. Общие претензии, что они приобрели капиталы и, наверное, как все капиталы нового времени, не очень чисто. Но вот дальше у них совершенно разные позиции.
Тимошенко все-таки больше политик, стратег. Она конечно обладает, видимо, собственностью какой-то и чем-то еще. Но она, прежде всего, политик. Порошенко, прежде всего, бизнесмен. Причем, если Тимошенко очерчена, в принципе, достаточно ясно, и можно понять, что от нее ожидать и как она будет действовать. С Порошенко ничего не понятно.
Что касается премьер-министра, то, если исходить из правовых реалий сегодняшнего дня, действительно, главной фигурой постепенно становится именно глава кабинета министров. Поскольку оперативное управление экономикой – а там лежит неудача или успех формирования четвертой Украинской республики - это будет центральная позиция.
Если брать нынешний состав парламента, то у Порошенко фактически нет возможности протащить на этот пост своего человека, если он не договорится с «регионалами». Но если он сумеет договориться с регионалами, то, я думаю, у Яценюка точно никаких шансов нет остаться. Может возникнуть фигура Сергея Тигипко.
«СП»: - А если президентом вопреки прогнозам станет Юлия Владимировна?
- В этом случае все яснее, в этом случае будет, я думаю, движение к парламентско-президентской республике. Тимошенко, видимо, все-таки ограничилась бы ролью лидера нации, «матери нации», а практическую работу просто могла бы перепоручить тому же Яценюку, или кому-то еще.
Но я еще раз повторю: там настолько сейчас ситуация неопределенная и неоднозначная, что я бы не стал делать никакие прогнозы. Кроме одного – что борьба развернется именно между этими двумя кандидатами. А в дальнейшем ключевым вопросом станет вопрос, будет ли Украина парламентско-президентской республикой, либо все-таки будет опять какое-то движение назад, попятное движение, как это уже было несколько раз.
Светлана Гомзикова