Авторизация

    Запад толкнул Россию и КНР в газовые объятия

    Акции «Газпрома» проделали головокружительный кульбит: еще позавчера они падали на фоне слухов, что подписание 30-летнего «контракта века» с Китаем откладывается; а вчера, когда стало известно, что соглашение все-таки подписано, резко подскочили вверх. 10 лет переговоров, масштабные работы на Ямале, на которые затрачено десятки миллиардов долларов, сложная политическая игра. Все эти усилия оказались не напрасными. Китай, начавший переговоры с цены $100 за тысячу кубометров и долгое время настаивавший на цене в $250, якобы согласился платить за российский газ почти так же, как Украина – $350-380 за тысячу кубометров. Правда, первые поставки могут начаться не раньше чем через четыре года...

    Российские аналитики торжествуют. Издание «Правда.Ру» (не путать с «Украинской правдой») в статье «Путин сделал в Китае невозможное» пишет, что уверенность европейцев, будто «Газпром» никуда от них не денется, получила серьезный удар. Ожидается, что в среднесрочной перспективе поставки газа в Китай будут сопоставимы с поставками газа в Европу, особенно если учесть стремление европейцев снизить свою газовую зависимость от России. Столь популярная игра, как бильярд, до сих пор пользуется огромной популярностью у ценителей культурного времяпровождения.

    И самое главное, что итоговая цена, судя по утечке информации, будет примерно на уровне среднеевропейской. Если это действительно так, пишет издание, то Путину удалось (впрочем, уже в который раз!) совершить невозможное. "Отжать" (как говорят переговорщики-внешторговцы) китайцев по ценам – кто хоть раз вел с ними серьезные масштабные переговоры по крупным проектам, знает, что это вещь совершенно немыслимая. Более того, у китайцев был мощный переговорный козырь по ценам – уже введены в действие и продолжают расширяться несколько трубопроводов из стран Центральной Азии и Казахстана. Но Путин сделал это!

    В подготовительных к государственному визиту президента переговорах в КНР участвовали виднейшие фигуры российской "партии Газпрома" – Игорь Шувалов и Аркадий Дворкович.

    А ведь именно "партия Газпрома" считалась проводящей оппортунистическую, соглашательскую линию в российской внешнеполитической и внешнеэкономической политике по отношению к ЕС, США и НАТО. Это можно понять – им нужно продавать газ, а продавец всегда должен быть предупредительным по отношению к покупателю.

    Теперь ситуация, похоже, меняется. Дело не в том, что Запад вступил в жесткое противостояние с Россией и народным Китаем, дело в том, что у Запада не остается союзников (кроме просто купленных за наличные, но эти не в счет) в российском политическом истеблишменте. "Синьхуа" пишет о российской политике: "Одна дверь закрывается, другая открывается". Так считают и обозреватели «Правда.Ру».

    С ними трудно не согласиться. Несмотря на то, что в последние годы был построен "Северный поток" мощностью 55 млрд. кубометров, и все-таки реализуется (невзирая на отдельные заявления европейских политиков) проект "Южный поток", Европа продолжает задумываться над так называемой «диверсификация рисков». И это не только пресловутый американский сланцевый газ, который, если верить министру энергетики России Александру Новаку, будет по цене в полтора-два раза выше трубопроводного газа, идущего из России.

    Евросоюз на полном серьезе планирует к 2035 году довести долю возобновляемых источников энергии в электроэнергетике до 40%. А природный газ будет лишь на втором месте. Два года назад газета «Труд» констатировала: «В ходе кампании по размонополизации Европы был принят так называемый Третий энергетический пакет. По сути, этот документ усложняет работу российских газовиков на территории Евросоюза – и в части строительства и эксплуатации газопроводов, и в части доставки газа потребителю, и даже в вопросе заключения долгосрочных контрактов (они необходимы как гарантия того, что новые месторождения разрабатываются не зря)...».

    Тем временем Россия уже начала закапывать деньги в (образно говоря) «нефтяной песок». Речь идет о «Программе комплексного освоения месторождений полуострова Ямал», принятой в 2012 году. Очень дорогая, надо сказать, программа – миллиарды рублей.

    Согласно базовому документу, частью которого является эта программа, «Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2020 года», освоение полуострова будет осуществляться путем создания трех промышленных зон: «Бованенковская», «Тамбейская» и «Южная группа». Суммарная добыча только природного газа в трех промышленных зонах превысит 300 млрд. куб. м, а в перспективе – 360 млрд. куб. м в год. Это – более половины всего добываемого природного газа в России.

    Масштабные работы на Ямале обойдутся «Газпрому» в рекордные инвестиционные расходы – 4 трлн. руб. до конца текущего года. По нынешнему курсу это чуть меньше, чем биржевая стоимость всего «Газпрома». И чем оправдать такие безумные инвестиции в условиях, когда уже в среднесрочной перспективе ожидается снижение спроса на газ со стороны Европы, а с Украиной горшки и вовсе побили?! Только выходом на новый крупнооптовый рынок. А такой рынок для России один – Китай.

    Поэтому, если бы соглашение с Китаем не было подписано и дело закончилось назначением нового раунда бесконечных переговоров, по России вообще и «Газпрому» в частности был бы нанесен сокрушительный удар. Особенно болезненный на фоне европейских санкций и общего ухудшения экономической ситуации в России.

    Но договор все-таки подписан. И это уже хорошо. В добавление к документу стороны подписали меморандум о взаимопонимании в сфере поставок газа по восточному маршруту. Тоже неплохо. Объем составляет до 38 млрд. кубометров газа в год. Столько же, сколько раньше брала Украина. Есть повод оставить нас в покое. Общая сумма контракта – $400 млрд. Красивая цифра. Особенно тем, что крупная. Русские любят, чтобы впечатляло. Правда, поставки могут начаться через 4-6 лет, а за это время многое может поменяться. Но, с другой стороны, Россия вроде бы берет у китайцев залог в подтверждение серьезности их намерений – $25 млрд. Так что они – в одной связке.
    Что беспокоит стороны, подписавшие «сделку века»? Глобальные интриги Запада. Как пишет «Правда.Ру», у Запада уже готово хитроумное юридическое оружие. Некоторое время назад европейские и американские юристы начали развивать целое направление в международном праве о том, что все природные ресурсы планеты – это "общее наследие человечества". То есть ливийская или нигерийская нефть, бразильский кофе, какао из Кот-д'Ивуара, редкоземельные металлы из Китая или российский газ принадлежат не этим странам, а тем, кто, как пишут российские наблюдатели, сам себя назначил заправлять миром от имени "человечества". Это ставит под сомнение суверенитет развивающихся государств над их национальными богатствами.

    Более того, оружие уже опробовано на все тех же китайцах. Они потерпели неприятное по экологическим и экономическим последствиям и болезненное для национального самолюбия поражение от арбитражных органов ВТО в вопросах о квотировании добычи и экспорта редкоземельных металлов.

    Дело в том, что КНР является крупнейшим в мире их производителем и экспортером с долей рынка более 90% (тогда как запасы редкоземельных руд в стране составляют только 23% мировых). Западные страны и Япония длительное время закупали редкоземельные металлы в КНР по достаточно низким ценам, а Китай оставался единственным крупным поставщиком, развивавшим их добычу.

    Но в последнее время Китай ввел более строгую систему по управлению экспортными квотами, и цены выросли. Это не осталось без внимания других сверхдержав. США и ЕС, пользуясь своим доминирующим вниманием в мировой системе экспортного контроля, после двухлетних процедур и затяжек, в самом конце марта 2014 года смогли навязать арбитражу ВТО пока еще предварительное решение, признающее ограничение КНР на экспортные пошлины и квоты на редкоземельные ресурсы нарушением рамочных правил ВТО. Впереди апелляция, но шансов не очень много.

    "Редкоземельные ресурсы и аналогичные ресурсы, – пишет "Синьхуа", – попали в центр политической интриги международного сообщества. Как желчно комментирует ситуацию "Женьминь Жибао": "На международном рынке товаров массового потребления существует странное явление: когда Китай экспортирует полезные ископаемые, такие как нефть, уголь и железные руды, цены на них обычно невысокие, а когда Китай превращается в импортера, стоимость на товары или сырье сразу же поднимается в несколько десятков раз".

    Но торгово-экологическая война, развязанная Западом против КНР, сразу улучшила взаимопонимание с Россией, которую долбят по «украинской проблеме», в вопросах ценообразования на газ. Очевидно, что поворот Путина лицом на Восток, это еще и поворот спиной к Западу. Насколько этот союз является ситуативным и сцементирует ли 30-летний договор альянс России и Китая против Америки и ЕС, покажет время. Для нас актуальным будет то, что Москва, скорее всего, перестанет жестко препятствовать попыткам «Нефтегаза» закупить голубое топливо не у нее. Как говорится, делайте, что хотите. Мы ей уже неинтересны...

    Егор Смирнов

     

    Please publish modules in offcanvas position.