На фоне круглосуточных отчетов о том, как идет АТО на востоке, как-то затерялась новость из Ивано-Франковской области – о взрыве участка магистрального газопровода "Уренгой – Помары – Ужгород". Взрывов, как оказывается, было три. И СБУ уже квалифицирует их как теракт.
Причина неизвестна. Но неофициально поговаривают, что это проделки местных жителей. Не сепаратистов, а искренних патриотов, причем не столько Украины в целом, сколько своего села в частности. Якобы они хотят, чтобы за транзит газа по их территории платили непосредственно им. Рассматривать такое желание как анекдот можно было до конца прошлого года. Сейчас это одна из проблем, порожденных тектоническими процессами «феодализации» страны. Для любой стройки необходим бетон клин, вы можете быть уверены в качестве и своевременной доставке.
Еще раз о ЧП в Карпатах. Как сообщали информагентства, 12 мая, в 19:45, во время работ по ликвидации последствий утечки газа на газопроводе "Уренгой – Помары– Ужгород" на территории Рожнятовского района Ивано-Франковской области произошел взрыв в 30 метрах от газопровода «Богородчаны – Долина» (диаметр 1400 мм, давление 50-54 Атм.). Пострадавших и жертв нет. Позднее губернатор Ивано-Франковской области Андрей Троценко сообщил, что на газопроводе было три взрыва. И все три – спланированные.
СБУ уже открыла уголовное производство по факту взрыва, квалифицировав его как теракт. Об этом говорится в сообщении пресс-службы прокуратуры Ивано-Франковской области. Производство открыто по ч.2 ст.258 Уголовного кодекса Украины (террористический акт). А в сообщении прокуратуры Ивано-Франковской области сказано, что взрывы произошли на разных участках газопровода, их причиной стала заложенная взрывчатка, и в настоящее время «проводятся все необходимые следственные действия, устанавливается круг лиц, причастных к преступлению».
Магистральный газопровод нынче охраняется в усиленном режиме. К охране привлекли также сотрудников областного управления лесного и охотничьего хозяйства. Местная власть под предлогом недопущения новых терактов создает собственный батальон по типу «Днепра» и «Донбасса». Как заявил Андрей Троценко, «наша задача – сделать полноценное подразделение на базе батальона территориальной обороны. Это тот батальон, который на территории нашей области будет обеспечивать правопорядок и возьмет на себя противодействие подобным террористическим актам».
То, что Прикарпатье создает собственные вооруженные силы, совершенно логично укладывается в контекст нынешней ситуации. Таков тренд текущего момента. Плох тот губернатор, у которого нет своей армии. Не просто плох, а лох. Потому что в любой момент его территорию могут посетить специально нанятые сепаратисты-рейдеры, для борьбы с которыми будет направлена либо Нацгвардия из центра, либо (что, пожалуй, еще хуже) какие-то домашние войска другого губернатора. Например, днепропетровского. А они могут по старой привычке взять под контроль не только военные объекты, но и гражданские. Главным образом, коммерческие. И потом случайно переписать их на свои структуры.
Поэтому армия областного подчинения нужна всем. А туристическому Закарпатью и Прикарпатью с его резко поднявшимися в цене после отделения Крыма землями она нужна втройне. И в этом плане спланированные, как сказал губернатор Троценко, взрывы, «которые ставили целью вывести из строя международный газопровод», оказались весьма кстати.
Но, помимо версии о том, что теракт в Рожнятовском районе – это ловко разыгранный спектакль, есть и другое мнение. Его высказали нам представители местного бизнеса, которые в силу украинской специфики связаны многолетней взаимовыгодной дружбой с местными правоохранителями.
По их словам, в данной местности нет сепаратистских настроений, и все любят «неньку Украину», но существует отчетливо выраженное желание населения получить некоторые дивиденды с доходов государства. Взять тот же магистральный трубопровод. Почему он должен безвозмездно проходить мимо? А кто заплатит местной громаде за неудобства? За экологические риски? За моральные страдания оттого, что многие годы газовые монополисты бесплатно пользовались их территорией для своей трубы? Хочешь, чтобы твой супер-трубопровод качал газ из Уренгоя в Европу – заплати местным газдам, и они всем батальоном будут охранять твою трубу от соседних газд.
Опять же есть такая штука, как дороги международного значения. Так называемые транспортные коридоры. Не зря же говорят, что Украина имеет два конкурентных преимущества: сельское хозяйство и географическая локация.
Как известно, через территорию Украины проходит четыре международных транспортных коридора. Это третий коридор Берлин–Львов–Киев, пятый – Триест–Италия–Будапешт–Чоп–Киев, девятый – Хельсинки–Киев–Одесса и седьмой – Придунайский международный транспортный коридор.
В общем, удачно мы расположены, можно помечтать о том, чтобы стать международным транзитным центром. Мы, в принципе, так и делали. Мечтали. Не переходя от мечтаний к практике. Потому что на практике все намного сложнее и дороже. Нужно тратить деньги на строительство и реконструкцию дорог, создавать придорожную инфраструктуру. Но как это делать, если денег нет? А те, что выделяются, разворовываются быстрее, чем удается в прямом смысле слова закатать их в асфальт.
В свое время на программу развития национальной сети международных транспортных коридоров планировалось в течение пяти лет привлечь 16 млрд. грн. (по тому курсу гривны). И даже пытались начать работы на третьем международном транспортном коридоре Берлин–Львов–Киев. А за счет средств Европейского банка реконструкции и развития даже осуществили реконструкцию автомобильной дороги Чоп–Стрый. Потом кое-что подлатали под Евро-2012 и на этом успокоились.
Сейчас вопрос транзитного статуса Украины несколько утратил актуальность, поскольку только заядлый авантюрист отправит машины с ценными грузами в страну, которая перекрыта блокпостами. И на некоторых уже давно берут плату за проезд.
Началось это с самого финала «битвы за Киев», когда, согласно постановлению Верховной Рады, из столицы отводили региональные подразделения спецназа, а местное население с битами, факелами и охотничьими ружьями останавливало автобусы с солдатами ВВ и «Беркутом», било и убивало пассажиров, забирало казенную экипировку, надевало это все на себя поверх «спортивок» и в таком виде инспектировало проезжающий мимо автотранспорт. Многие люди утратили тогда наличку, кредитки, ценные вещи и даже автомашины. Революция, она, понимаешь, в перчатках не делается.
Сейчас полезный опыт патриотов майдана перенимают восточные сепаратисты. Народ рассказывает, что в Константиновке установили плату за проезд через блокпост – 2000 грн. Приблизительно за эту же сумму можно вызвать милицию. Тогда ваши деньги пойдут на имитацию бурной деятельности правоохранительных органов.
Вообще, когда по телевизору повторяют как молитву «Единая страна», а политически озабоченная часть населения скандирует «Схід і Захід разом!», я понимаю, что мы действительно «разом». Потому что главная объединяющая сила нашего народа – это идеи. Идеи, как сделать деньги из воздуха, а также вытянуть их из «случайных пришельцев».
Достаточно вспомнить, как лихо разводили компанию Chevron на «локальные капиталовложения» принудительного характера областные советы Ивано-Франковской и Львовской областей, «населенные» депутатами от «Свободы». Они героически обороняли Олесское месторождение от западных инвестиций, и даже цифра в $25 млрд. общих капиталовложений, которые компания якобы была намерена инвестировать в разработку и добычу газа из сланцевых пород, не растопила сердца депутатов. Им хотелось, чтобы дополнительные вливания «капали» исключительно в те места, которые представляют коммерческий (или электоральный) интерес для них лично. Пришлось Chevron дать 10 млн. грн. для экологического мониторинга добычи сланцевого газа на Олесской площади, и вокруг этих денег тут же началась нездоровая грантоедская возня.
Точно так же вели себя и восточноукраинские собратья галичан. Компания Shell, которая установила свою вышку в Первомайском районе Харьковской области, возле села Веселое, сначала не знала, как ее защитить от происков местных активистов. Но после того, как она выплатила 50 тыс. грн. аренды хозяйке земельного пая, оказавшегося в зоне бурения скважины, все встало на свои места. Менеджмент компании только успевал платежки подписывать, проводя в села свет, газ, расставляя качели на детских площадках и оказывая разнообразные подобные услуги местной власти.
В принципе, каждый инвестиционный проект в нашей стране не обходится без «социального рейдерства» местной власти, которая стремится снять с бизнесменов какие-то суммы в свою пользу. А порой – даже на благо громады. И еще задолго до революции идеи на этот счет постоянно культивировались всеми местными советами.
В Киеве, например, хотели сделать платным въезд в центр города в дневное время суток. В некоторых городах вводили туристический сбор или устанавливали дополнительные отчисления для бизнеса в местный бюджет за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Все это достаточно стандартно для мировой практики.
Но процесс раздела Украины на «феодальные зоны» гипертрофировал традиционные правила игры. Повсеместно говорят о плате за возможность одним олигархам вести бизнес, перевозить продукцию или сырье по территории других. О том, что сохранность товарных партий обеспечивают специально обученные люди из незаконных военных формирований разного толка, в зависимости от «географии». Да и за спокойное ведение бизнеса без неприятных «нежданчиков» тоже приходится платить революционный налог.
И все это превращается в систему параллельного налогообложения, с которым ни фискальное ведомство, ни иностранные консультанты, ни даже спецслужбы справиться не смогут. Или не захотят. Во всяком случае, бесплатно (особенно спецслужбы). Так что, боюсь, нас ждут не только любительские взрывы на магистральном газопроводе, но и мероприятия посерьезнее. Издержки феодализма, если можно так сказать... Последние новости.
Егор Смирнов